Понятие, сущность, цели и задачи фирменного стиля
Фирменный стиль – это образ компании, сформированный за счет совокупности визуального образа и различных графических элементов, созданных в одной стилистике.
Иначе говоря, фирменный стиль может быть определен в качестве совокупности визуальных, изобразительных и информационных средств, посредством которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Это своего рода особая разновидность языка, при помощи которого фирма адресует сообщения лояльным и потенциальным покупателям.
В сфере рекламы фирменный стиль принято отождествлять с комплексом пластических, цветовых, графических, акустических и композиционных приемов, выступающих гарантом стилистического единства выпускаемой компаний продукции и проводимых ею рекламных мероприятий, обеспечивающим сопоставление продукта с названием, миссией и философией компании.
Индивидуальный фирменный стиль может быть использован в качестве одного инструментов рыночного продвижения компании и привлечения покупательского внимания к ней.
Фирменный стиль является одним из самостоятельных элементов маркетинга и подчиняется определенным законам. К числу основных целей его создания относятся:
- идентификация товаров компании;
- выражение индивидуальности фирмы на фоне рыночных конкурентов;
- популяризация бренда;
- повышение эффективности рекламных контактов с потребителями за счет визуально узнаваемого бренда.
Фирменный стиль предполагает необходимость использования единого подхода в оформлении рекламной и деловой продукции, униформы и упаковки, POS-материалов и пр. Его главной задачей выступает создание определенного образа и формирование соответствующего ему идеала, играющего важную роль для компании.
Функции и составляющие фирменного стиля
Фирменный стиль в маркетинге выполняет целый ряд функций. Основными из них считаются функции имиджевого, идентифицирующего и дифференцирующего порядка.
Сущность имиджевой функции фирменного стиля сводится к формированию и поддержанию уникального, привлекательного и узнаваемого образа компании, призванного оказывать содействие повышению ее престижа и укреплению рыночной репутации. На сегодняшний день экспертами доказано, что положительное восприятие целевой аудиторией визуального образа компании переносится и на ее продукцию. Вдобавок, уровень доверия к товарам и услугам популярного бренда у большей части потребителей намного выше, нежели к продукции малоизвестных фирм.
Идентифицирующая функция фирменного стиля проявляется в том, что он помогает идентифицировать и зрительно опознавать товары и рекламу, указывая на их связь с конкретной компанией.
Дифференцирующая функция сводится в способности фирменного стиля выделять товары компании и ее рекламу из всей массы рыночных аналогов, выступая своего рода «информационным носителем».
Любой фирменный стиль состоит из определенных элементов. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые составляющие фирменного стиля компании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К числу прочих, важных с точки зрения построения и рыночного продвижения имиджа компании элементов фирменного стиля могут быть отнесены эмблемы, фирменный лозунг, внутрифирменные стандарты, постоянный коммуникант (лицо компании) и прочие компоненты.
Использование фирменного стиля в качестве составляющей имиджа компании
В общем смысле под имиджем компании принято понимать тот образ, который складывается голове потребителей и иных стейкхоллдеров относительно фирмы, ее деятельности, товаров и услуг, предлагаемых ею рынку. Позитивный имидж компании выступает одним из ее конкурентных преимуществ и облегчает для нее доступ к ресурсам.
На сегодняшний день фирменный стиль считается довольно мощным средством создания положительного имиджа компании. Более того, считается, что фирменный стиль должен в обязательном порядке представлять различные признаки корпоративного имиджа организации. При своем грамотном использовании он способен существенно увеличивать число потребителей бренда, делать рекламу компании более привлекательной и яркой.
По сути, фирменный стиль выступает визуальным воплощением имиджа организации и в аудио-графической форме транслирует его базовые ценности. С его помощью компания выделяется на рынке среди прочих его участников. Ее общая узнаваемость среди потребителей повышается, а доверие к ней – растет.
Имидж компании, транслируемый через ее фирменный стиль, в определённом смысле служит отражением идеи социальной ответственности бизнеса и закрепляет образ компании в умах и памяти всех участников рынка.
Особенности разработки и внедрения фирменного стиля как основы формирования имиджа компании
Процесс разработки фирменного стиля, соответствующего и в определенной степени отражающего имидж компании, состоит из ряда последовательных этапов. Основными стадиями его создания считаются:
- составление брифа, рассказывающего о компании, рынке и рекомендациях по разработке фирменного стиля;
- определение концепции и стратегии фирменного стиля (выбор и постановка главных идей, выступающих основой имиджа компании, которые должны найти свое отражение в фирменном стиле);
- возникновение идеи (составление представления об элементах фирменного стиля);
- визуальное решение, опосредованное выбором фирменных цветов, шрифтов и иных объектов графики;
- разработка уникального логотипа, который бы легко запоминался клиентам;
- разработка прочих элементов фирменного стиля;
- составление брендбука, идентифицирующего стиль компании;
- обеспечение патентной защиты фирменного стиля.
Следует отметить, что создание фирменного стиля – задаче не из легких. Многие компании для ее решения прибегают к услугам специализированных сторонних организаций. Считается, что это позволяет избежать многих ошибок, таких как несоответствие дизайна специфике фирмы, использование неправильно подобранных шрифтов и цветовой гаммы, неспособность всех составляющих создавать цельный образ и пр.