Рынок в маркетинге
Маркетинг – это человеческая деятельность, имеющая отношение к рынку. Иначе еще маркетинг называют философией рынка. Так или иначе, рынок является одним из базовых понятий маркетинга.
В узком смысле рынок – это совокупность реальных и потенциальных потребителей товара.
Рынок – это своеобразный способ обмена какими-либо благами между продавцом и покупателем. Такими благами могут быть товары, услуги, факторы производства, ценные бумаги, пр.
Взаимоотношения между продавцом и потребителем устанавливаются на основе обмена – акта купли-продажи товаров или услуг.
Обмен между игроками рынка покреплен как материальными, так и нематериальными благами, которые в совокупности своей называются факторами производства.
Для совершения обмена необходимо соблюдение нескольких условий:
- Сторон в сделке должно быть как минимум две.
- Каждая сторона должна располагать чем-то, что представляет ценность для другой стороны.
- Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
- Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
- Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или нежелательности иметь дело с другой стороной.
Факторы производства
Факторы производства - ресурсы, используемые фирмой в производстве товаров и услуг.
Основными факторами производства являются:
- труд,
- природные ресурсы,
- капитал.
Некоторые экономические школы также выделяют предпринимательскую активность и производственный факторы в качестве четвертого и пятого фактора.
Труд – это занятые в процессе производства работники.
Природные ресурсы – природные источники сырья, полезных ископаемых, воздушных и водных ресурсов, а также природная флора и фауна.
Капитал как фактор производства может выступать в двух видах: денежном (как финансовые вложения, инвестиции в производство) и физическом (как основной капитал – машины, оборудование, здания и пр.)
Предпринимательская активность – один из самых сложных для определения и оценки фактор, потому как не может быть измерен количественно. Он представляет собой интеллектуальную деятельность, способную увеличить отдачу трудового капитала в производственном процессе.
Пятый фактор чаще всего именуют научно-техническим уровнем производства, который отображает уровень технического и технологического совершенства производства. Научно-технический уровень производства позволяет увеличить уровень отдачи не только от трудовых ресурсов, но и от основных средств (капитала) в процессе производства.
Ограниченность факторов производства
Стоит заметить, что все перечисленные выше факторы производства являются ограниченными:
- природные факторы ограничены размерами суши и объемом существующих полезных ископаемых,
- трудовые ресурсы ограничиваются трудоспособным экономически активным населением планеты и продолжительностью эффективной работы каждого из них (человек не может работать долгое время без отдыха),
- оборудование, здания, машины – как и любой другой товар ограничен количеством ресурсов, из которых они производятся; деньги же имеют свои ограничения, потому как каждая денежная единица должна иметь материальное подкрепление (товаром, услугой, ресурсом и пр.), иначе безграничная масса денег в конечном счете перестанет выполнять свои функции и быть платежным инструментом,
- предпринимательская активность как и любая другая интеллектуальная деятельность человека ограничена уровнем развития общества, его базой знаний, условиями реализации интеллектуальной деятельности,
- научно-технический уровень производства, однако, имеет спорные ограничения, так как является ограниченным только в данный момент времени уровнем развития общества.