«Стратегия голубого океана» и ее создатели
«Стратегия голубого океана» - это книга о стратегии бизнеса.
Книгу «Стратегия голубого океана» написали Чан Ким и Рене Моборн (рисунок 1). В ее основу положены результаты 15-летних исследований авторов, которые в своей книге приводят в пример порядка 150 продуктивных стратегий, которые уже более столетия с успехом применяются в 30 отраслях экономики. Благодаря им общая стратегия «голубого океана» стала реальна.
Рисунок 1. Авторы книги «Стратегия голубого океана». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изучать книгу «Стратегия голубого океана», не понимая того, кто ее создал, практически невозможно. Именно поэтому мы предлагаем вам вкратце ознакомиться с авторами настоящего произведения.
Чан Ким считается одним из наиболее известных мировых консультантов в сфере бизнеса. В настоящее время он является профессором и заведующим кафедрой стратегии и международного менеджмента во французской бизнес-школе и исследовательском институте «INSEAD». Помимо этого, он входит в совет директоров компании «Value Innovation Action Tank» и является членом Евросоюза, выполняющим консультативные функции. Его авторитет ценится многими. Его труды были напечатаны в наиболее рейтинговых мировых изданиях, посвященных менеджменту.
Вторым соавтором книги выступает Рене Моборн – почетный научный сотрудник и профессор стратегии и менеджмента «INSEAD». Являясь действующим членом Всемирного экономического форума, она написала множество работ, посвященных теме менеджмента в международных корпорациях.
Объединив свои усилия, эти два автора создали мировой бестселлер, пользующийся огромной популярностью.
Краткое содержание книги «Стратегия голубого океана»
Книга «Стратегия голубого океана» впервые была издана в 2005 году, с тех пор она была переведена на 43 языка, а ее продажи составили более 3,5 миллионов экземпляров. Своим успехом книга иллюстрирует высокую прибыльность и бурный рост компаний, способных к генерации продуктивных бизнес-идей. Основной целью создания этой книги стала попытка побуждения компаний к тому, чтобы вырваться из алого океана конкуренции, создавая в условиях рынка незанятую нишу, конкурентов в которой пока еще нет. Это как раз-таки и есть та самая «стратегия голубого океана».
Согласно стратегии голубого океана бизнесу следует отказаться от постоянного дележа с другими компаниями существующего и нередко уменьшающегося спроса. Вместо этого имеет смысл направить усилия на создание растущего спроса и уход от конкуренции. Книга «Стратегия голубого океана» не только призывает предприятия к этому, но и объясняет, что для этого необходимо сделать и как этого добиться.
По большому счету смысл и основная идея книги Чан Ким а Рене Моборн заключается в необходимости создания не существовавшего ранее спроса на новом рынке, конкуренты на котором практически нет, вместо того, чтобы сражаться со множеством конкурирующих сил на малоприбыльных рынках сбыта.
«Красные» и «голубые» океаны
Итак, в рамках книги «Стратегия голубого океана» авторы сравнивают рынок с мировым океаном и делят его на два типа:
- «алый» («красный») рынок;
- голубой рынок.
Каждый из них имеет свою специфику и особенности. Рассмотрим их более подробно.
К категории «красных» океанов авторы относят все существующие в настоящее время в мире отрасли. Иначе говоря, под ними понимается известное рыночное пространство. В рамках океанов красного типа отраслевые границы четко определяются и не оспариваются. Правила конкуренции здесь четко ясны и понятные всем их участникам. В соответствии с этими правилами бизнесы пытаются превзойти друг друга для того, чтобы обзавестись правом удовлетворять как можно большую часть потенциального спроса. При ужесточении рыночной конкуренции перспективы извлечения прибыли и роста бизнеса стремительно снижаются, а будущее развитие предприятия становится весьма сомнительным. Новинки быстро трансформируются в товары массового потребления. Конкуренция на рынке стремительно растет, окрашивая воды этого океана и «кровавый» цвет.
Таким образом, успешно функционировать и развиваться бизнесу, «плавающему» в водах «красного» океана довольно трудно. Авторы рекомендуют свой выход из этой ситуации – перебраться в воду «голубого» океана.
Под так называемым «голубым» океаном авторы книги понимаются все те отрасли, которые сейчас пока еще нет – они не существуют, и покупатели о них еще не знают. Таким образом, к категории «голубых» океанов относится неизвестное рыночное пространство, конкуренция на котором, соответственно, отсутствует, поскольку нет ни спроса на товар, ни вариантов его предложения. В голубом океане формируется спрос, а сам рынок не является предметом ожесточенной борьбы. Подобного рода рынка являются высоко перспективными и открывают огромные возможности для развития компании, роста ее прибыли и быстрых темпов роста бизнеса.
В рамках каждого типа рынков авторы предлагают использование своих стратегий развития бизнеса.
Для рынка «красного» океана рекомендуется реализация следующих инициатив:
- ведение конкурентной борьбы за потребителя;
- победа над конкурентами;
- использование существующего спроса;
- поиск компромисса между достоинствами и ценой; адаптация всей системы операций компании в соответствии с ее стратегическим выбором (низкая цена или уникальные достоинства продукта).
Совершенно иной стратегии следует придерживаться на рынке «голубого» океана. В частности, компаниям рекомендуется:
- создавать рынки, свободные от конкуренции;
- изживать возникающую конкуренцию;
- создавать и использовать спрос;
- отказаться от компромиссов между ценой и достоинствами продукта;
- адаптировать систему операция компании таким образом, чтобы предлагать рынку продукты, имеющие уникальные достоинства, по низкой цене.
Важным тезисом книги выступает идея о необходимости нарождения компромисса между достоинствами и ценой товара, поставляемого на рынок. Так или иначе, «красные» океаны, рано или поздно, себя изживут, именно поэтому уже сегодня нужно искать выход в «голубые» океаны.