Понятие конкурентоспособности компании и ее базовые составляющие
Конкурентоспособность компании – это внутреннее свойство организации, характеризующее ее способность к реальному или потенциальному удовлетворению потребностей рынка лучше, нежели это делают ее конкуренты.
Понятие конкурентоспособности является комплексным и включает в себя множество составляющих. Так, например, конкурентоспособность компании может быть определена с точки зрения наличия у нее способности к ведению результативной экономической деятельности за счет наличия определенных конкурентных преимуществ (последние, как правило, обуславливаются факторами конкурентоспособности). В то же время конкурентоспособность компании отражает уровень эффективности использования находящихся в ее распоряжении ресурсов (прежде всего, экономических) относительно их использования конкурентами.
Конкурентоспособность компании является одним из определяющих факторов обеспечения ее рыночной устойчивости. Она же служит залогом успешного развития бизнеса в долгосрочной перспективе.
Конкурентоспособность компании характеристика непостоянная, она может меняться под воздействием различных факторов как внешней, так и внутренней среды:
- внешние факторы определяются динамикой экономического развития, политической обстановкой, уровнем технического развития отрасли и общественной стабильностью;
- внутренние факторы в основе своей опираются на финансовой состояние организации, ее ресурсный и производственный потенциал, инновационные разработки, маркетинг и пр.
Очевидно, что неотъемлемым условием формирования конкурентоспособности компании выступает конкурентная среда, в которой она осуществляет свою деятельность. При этом сам уровень конкурентоспособности компании в значительной степени зависит от того, является ли конкурентная среда фирмы враждебной или благоприятной для нее.
Конкурентоспособность является показателем относительным, а значит оценить и измерить ее можно лишь в сравнении с другими рыночными игроками – конкурирующими фирмами. В конечном счете, анализ конкурентоспособности организации показывает ее рыночное положение в сравнении с конкурентами.
Сущность и основы анализа конкурентоспособности компании
Анализ конкурентоспособности выступает неотъемлемым элементом общей практики по развитию и укреплению бизнеса. С опорой на его результаты формируется программа повышения конкурентоспособности организации, по итогам реализации которой укрепляется не только рыночное положение фирмы, но и общая эффективность ее функционирования в долгосрочной перспективе.
Анализ конкурентоспособности организации предполагает необходимость проведения оценки ее положения относительно конкурентов с одной стороны, и ее способности к оперативному реагированию на изменения факторов конкурентной среды – с другой стороны. В общем виде алгоритм определения конкурентоспособности организации представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Общий алгоритм определения конкурентоспособности фирмы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Базовой оценочной характеристикой, используемой при анализе конкурентоспособности, компании считается степень соответствия организации ключевым факторам успеха на рынке. В данном случае рыночные конкуренты не просто подлежат сравнению между собой, оценке подлежат их способности к достижению успеха. Нередко в качестве определяющего показателя при анализе конкурентоспособности используется рыночная доля компании.
Анализ конкурентоспособности компании можно проводить и с опорой на сравнительный анализ устойчивости фирмы и ее основных конкурентов к возможным рискам на рынке. В том случае, если подобные риски рассматриваются исключительно в виде негативных проявлений внешней среды, проведение подобного анализа позволит выявить требования к деятельности фирм в отрасли. Более высокая устойчивость компании будет свидетельствовать о более высоком уровне ее конкурентоспособности.
Помимо финансово-экономических подходов в анализе конкурентоспособности компаний нередко применяются маркетинговые подходы. Как правило, они зачастую оперируют качественной (чаще всего экспертной) информацией. В общем, смысл такого анализа сводится к выбору определенного перечня критериев, характеризующих конкурентоспособность компании и ее конкурентов, определению их относительной важности (т.е. веса в общей оценке) и их непосредственной оценке.
Базовые методики оценки и анализа конкурентоспособности компании
В настоящее время в системе маркетинга разработано множество различных методов и способов оценки конкурентоспособности компаний. В некоторых случаях они имеют принципиальные отличия между собой, а в некоторых – отчасти перекликаются друг с другом. Рассмотрим наиболее известные и широко распространенные из них.
Итак, к числу основных методов оценки и анализа конкурентоспособности компаний сегодня принято относить:
- продуктовые методы;
- матричные методы;
- операционные методы;
- комбинированные методы.
В основе продуктовых методик лежит идея о том, что конкурентоспособность компании определяется, в первую очередь, конкурентоспособностью ее продукции (выпускаемых ею товаров и оказываемых ею услуг). Следовательно, базовым критерием оценки конкурентоспособности фирмы выступает способность ее продукции успешно конкурировать с рыночными аналогами. Соответственно, чем выше конкурентоспособность продукта, тем выше конкурентоспособность компании. На практике для оценки конкурентоспособности продукции чаще всего используются маркетинговое и квалиметрические методы, опирающиеся на необходимость нахождения соотношения «цена – качество» продукции.
Не меньшую популярность, особенно в сфере стратегического менеджмента, получили матричные методы анализа конкурентоспособности компании, предполагающие необходимость учета функций и долгосрочных целей организации. К числу наиболее известных инструментов матричного анализа, используемых для оценки конкурентоспособности фирм, выступают матрица БКГ (Бостонской консалтинговой группы), матрица МакКинси, модель Хофера и Шенделя, модель Шелл и др.
Вслед за развитием матричных методик популярность получили операционные методы и модели оценки конкурентоспособности компаний. Согласно данной группе методик наиболее конкурентоспособной считается та компания, в которой наилучшим образом организована работа всех ее подразделений и служб. В данном случае оценке подвергается эффективность работы каждого из подразделений организации, которая, в свою очередь, определяется эффективностью использования ресурсов компании.
К четвертой группе относятся комбинированные методы, согласно которым анализ конкурентоспособности компании должен проводиться на основании оценки не только фактически достигнутого ее уровня, но и определения ее потенциала. Таким образом, в основе комбинированных методик лежит утверждение о том, что конкурентоспособность организации представляет собой интегральную величину текущей конкурентоспособности компании и ее конкурентного потенциала.