Железнодорожная станция - это раздельный пункт железных дорог, на котором выполняют работы по приему, отправке, скрещению и обгону поездов, по приему и выдаче грузов и багажа, а также по обслуживанию пассажиров.
Общее представление о железнодорожных станциях
Движение поездов является для уполномоченных лиц объектом управления. Один из основных способов осуществления этого управления заключается в разделении железнодорожных линий на отдельные части, на границах которых размещаются раздельные пункты.
Существует несколько разновидностей раздельных пунктов. В частности, имеются в виду разъезды, обгонные пункты, путевые посты, проходные светофоры и др. Однако с точки зрения инфраструктуры для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок наибольшее значение имеют железнодорожные станции, которые поддерживают связь с потребителями.
Железнодорожная станция представляет собой раздельный пункт железных дорог. Ее предназначение состоит в реализации следующих функций:
- остановка и обгон поездов;
- погрузка и разгрузка подвижного состава;
- прием грузов, их хранение и выдача клиентуре;
- обслуживание пассажиров;
- расформирование и формирование поездов;
- техническое обслуживание и ремонт железнодорожного транспорта.
На станциях выделяют две группы железнодорожных путей. Первая группа - это станционные пути, которые располагаются в границах железнодорожной станции (например, главные, погрузо-разгрузочные, сортировочные, приемоотправочные, деповские, выставочные и др.). Вторая группа - это пути специального назначения, которыми признаются подъездные пути к предприятиям и складам, а также улавливающие тупики.
На железнодорожной станции может существовать группа путей одинакового назначения, которые объединены горловиной, т.е. одним въездом и выездом. Эти пути обычно именуются парком. А горловиной, в свою очередь, называется зона, в которой уложены стрелочные переводы, соединяющие между собой пути и парки.
К настоящему моменту разработано и использовано несколько классификаций железнодорожных станций. Прежде всего, проводят разграничение между пассажирскими и грузовыми железнодорожными станциями. А в соответствии с таким критерием, как условия размещения на транспортной линии, пассажирские железнодорожные станции подразделяются на следующие виды:
- тупиковые (конечные) железнодорожные станции - являются местом начала или окончания поездки для основной части пассажиров;
- узловые железнодорожные станции - находятся в местах пересечений или примыканий линий одного или нескольких видов транспорта, с высокой долей пересадочности между линиями;
- промежуточные железнодорожные станции - находятся между конечными и узловыми железнодорожными станциями и характеризуются невысоким пассажирооборотом.
Некоторые железнодорожные станции, которые характеризуются большим пассажиропотоком, располагают отдельным зданием, предназначенным для обслуживания пассажиров. Это здание называется вокзалом. На его территории обычно продают проездные билеты, принимают, хранят и выдают багаж и ручную кладь, создают для пассажиров комфортабельные условия ожидания поездки.
С экономической точки зрения важную роль играют грузовые железнодорожные станции. Они бывают общего пользования, специализированные, перегрузочные и портовые.
Общие сведения о железнодорожных узлах
Район слияния или пересечения нескольких железнодорожных линий, где осуществляются пропуск пассажирских поездов с одной линии на другую, пересадка пассажиров, грузовые операции, сортировочные работы, перецепка пассажирских вагонов и др., называется железнодорожным узлом. Железнодорожный узел обычно образован на основе следующих объектов, которые составляют его:
- специализированные (пассажирские, сортировочные, грузовые) железнодорожные станции;
- главные, соединительные, обходные и подъездные пути;
- станционные сооружения для пассажиров;
- предприятия железнодорожного транспорта;
- депо локомотивов и вагонов;
- станции технико-ремонтного обслуживания и экипировки составов.
Железнодорожный узел, расположенный в крупных населенных пунктах, представляет собой один из элементов транспортного узла. Речь идет про совокупность взаимосвязанных средств, которые реализуют процессы транспортировки в местах взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта.
Кроме железных дорог транспортный узел составляют такие транспортные объекты, как автомобильные дороги, городской транспорт, речной, морской порты, аэропорты, сети промышленного и трубопроводного транспорта. Транспортный узел выступает в качестве места массовой пересадки пассажиров и передачи грузов с одного вида транспорта на другой. Стоит отметить, что доля грузов, которые вводятся и выводятся железной дорогой, в общетранспортных узлах является доминирующей.
Железнодорожные узлы подразделяются на несколько типов в зависимости от взаиморасположения железнодорожных станций и подходов. В частности, выделяют узлы с одной станцией, крестообразные, треугольные, с параллельным и последовательным расположением основных станций, радиальные, тупиковые, кольцевые, полукольцевые, комбинированные.
Еще нужно иметь в виду, что железнодорожные узлы классифицируются по характеру работы. В связи с этим различают узлы с преимуществом транзитного вагонопотока, узлы с преимущественным объемом местной работы, портовые узлы, промышленные узлы.
Таким образом, железнодорожные станции и узлы являются важными неотъемлемыми объектами современной транспортной системы страны. Их наличие и функционирование значительным образом сказывается на общей экономической эффективности многих хозяйствующих субъектов, которые организуют пассажирские и грузовые перевозки.