Перевозка - это процесс перемещения груза, пассажиров, багажа из одного места в другое с помощью транспорта.
Общие сведения о железнодорожно-водных перевозках
Железнодорожно-водные перевозки являются одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов прямых смешанных перевозок. Исторически сложилось, что смешанные железнодорожно-водные перевозки увеличивались вместе с ростом прямых перевозок.
Развитие железнодорожно-водного транспорта было вызвано, в первую очередь, тем, что, как показывала практика, экономия от сокращения дальности смешанной перевозки по сравнению с прямой перекрывала расходы на оплату труда грузчиков (механизация причалов произошла позже формирования данной разновидности перевозок) в связи с дополнительной перегрузкой товаров в портах. Отсюда образовалась тенденция по подводу к речным пристаням подъездных железнодорожных ветвей, которые стали выполнять роль связующего звена между двумя видами транспорта. Таким образом в приречных городах возникли железнодорожно-речные перевалочные пункты, а морские порты получили выход на железнодорожную сеть.
Необходимость организации смешанных железнодорожно-водных перевозок обычно возникает в следующих случаях:
- доставка грузов в порт назначения невозможна путем применения какого-то одного вида транспорта (как пример можно привести завоз грузов в некоторые дальневосточные районы, которые напрямую не связаны с общей железнодорожной сетью);
- перевалка грузов с одного вида транспорта на другой экономически целесообразна, поскольку суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном;
- применение прямой железнодорожной перевозки невозможно из-за высокой загрузки железнодорожных участков.
Первый и третий случаи являются отражением общей ситуации на том или ином полигоне транспортной сети. О существовании второго случая может быть выяснено в результате проведения технико-экономических расчетов по определению суммарных затрат на перевозку.
Смешанные железнодорожно-водные перевозки должны обладать высокой эффективностью. Подобный результат может быть зафиксирован на основе анализа затрат на перевалку: их снижение имеет большое практическое значение. При уменьшении затрат на перевалку увеличивается количество грузов, которое может быть отправлено в смешанном сообщении.
Условием для снижения затрат на перевалку является рациональная концентрация грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах. При этом существует несколько вариантов этой концентрации.
Развитие железнодорожно-водных перевозок тормозится в силу одной важной проблемы. Согласно ей, пропускная способность предпортовых железнодорожных линий не соответствует перерабатывающей способности портов. В результате этого поезда достаточно длительное время простаивают на подходах к портам (поэтому они получили название «брошенных поездов»).
Кроме того, свою роль играет законодательная неурегулированность взаимодействия железнодорожного и водного транспорта. Это, в частности, проявляется в большом числе согласовательных процедур, в сложности процедуры оформления и декларирования грузов и т. п.
Общие сведения о железнодорожно-автомобильных перевозках
Возможности железнодорожного и автомобильного видов транспорта сочетаются в результате применения прямых железнодорожно-автомобильных перевозок. Так, за счет железнодорожного транспорта могут быть обеспечены массовые перевозки и на дальние расстояния, а за счет автомобильного транспорта - перевозки «от двери до двери».
При прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях перевозочный процесс, который был начат на железнодорожном транспорте, получит продолжение после передачи груза на автомобильный транспорт. Кроме того, практика показывает, что смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки в настоящее время носят массовый характер во многих странах мира.
Железнодорожно-автомобильные перевозки характеризуются повышенной эффективностью, что проявляется в повышении качества транспортного обслуживания и одновременно в экономии перевозочных ресурсов.
На смешанное железнодорожно-автомобильное сообщение приходятся значительные объемы перевозок. Однако организация подобных перевозок по единому перевозочному документу распространено мало. Это - негативное явление, поскольку замедляется время доставки грузов, повышается риск порчи или утраты части груза, становятся более частыми простои транспортных средств.
Нужно отдельно сказать, что в осуществлении смешанной железнодорожно-автомобильной перевозки принимает участие несколько субъектов, которые представляют два вида транспорта. Такими субъектами могут быть железнодорожный перевозчик, владелец железнодорожного подвижного состава, владелец железнодорожной инфраструктуры, автомобильный перевозчик, экспедитор и др. Перевозка состоится в том случае, если она будет эффективной для всех участников перевозочного процесса.
Осуществление прямой железнодорожно-автомобильной перевозки, как правило, приносит грузовладельцам ряд положительных эффектов. Среди них в качестве основных можно выделить следующие эффекты:
- осуществление доставки груза с большей скоростью;
- минимизация потерь груза;
- ускорение оборачиваемости капитала и, как следствие, сокращение сверхнормативных запасов.
Таким образом, грузовладельцы, соизмеряя выгоды и недостатки, а также учитывая специфику текущей ситуации, довольно-таки часто принимают решение об организации железнодорожно-автомобильной перевозки груза. Это связано с тем, что расходы, связанные с этой организацией, с лихвой возмещаются извлекаемыми доходами.