«Зеленая» логистика - это научно-практическая деятельность по обеспечению движения материального и других сопутствующих ему потоков с учетом экологических аспектов и ориентации на предотвращение нанесения ущерба окружающей среде.
Предпосылки становления «зеленой» логистики
Предметное поле логистики представлено, в первую очередь, операциями по транспортировке, складированию, консолидации грузов. Следовательно, логистика тесно связана с окружающей средой.
Современный мир постепенно начинает осознавать необходимость снижения экологической нагрузки на окружающую среду, которые в последние десятилетия стремительно возрастала. Решение данной задачи заключается в экологизации всех функциональных областей общественной жизни, в том числе, логистической деятельности.
Ведение логистической деятельности также оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Это в основном проявляется в следующих аспектах:
- При возведении объектов логистической инфраструктуры строители массово вырубают лесонасаждения, повреждают почвенный слой, нарушают экосистемы грунтовых вод;
- Производственные процессы организуются через применение устаревших методов, которые приводят к загрязнению воздуха, воды и почвы вредными выбросами;
- Субъекты логистической деятельности часто эксплуатируют транспортные средства, которые не соответствуют современным требованиям, оказывает шумовые и вибрационные воздействия и т.д.
Кроме того, как показывает мировой опыт применения в логистике ресурсосберегающих технологий, хозяйствующие субъекты получают возможности для сокращения материальных запасов на 40–60%, ускорения оборачиваемости оборотных средств на 20–40%, сокращения транспортных расходов на 7–20%, снижения расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ на 15–30%. Некоторые страны мира на законодательном уровне обязывают производителей и поставщиков надлежащим образом ликвидировать упаковки, отходы и излишне произведенный продукт, компенсировать причиненный ущерб окружающей среде.
Таким образом, управление логистической деятельности с течением времени требует большего учета экологических норм поведения. Поэтому традиционные подходы и принципы постепенно уступают место, так называемой, «зеленой» логистике.
Теоретические основы «зеленой» логистики
Впервые «зеленую» логистику стали выделять и детально изучать в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Начиная с тех времен, «зеленую» логистику в большинстве случаев интерпретируют в качестве научно-практической деятельности по управлению логистическими цепями поставок, которая придерживается стратегической направленности на снижение экологической нагрузки на общественное производство.
Обобщая концептуальные взгляды большого числа авторов на сущность «зеленой» логистики, можно ее представить в виде комплекса экономической, социальной и экологической составляющих. Экономическая составляющая представлена, прежде всего, оптимизацией логистических издержек; социальная составляющая - формированием безопасных условий осуществления хозяйственной деятельности; экологическая составляющая - уменьшением негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
Основная цель «зеленой» логистики заключается в минимизации эколого-экономического ущерба, который наносится (или может быть нанесен) в процессе осуществления логистической деятельности. Главными инструментами достижения этой цели являются энерго- и ресурсосберегающие технологии, которые должны использоваться в процессе хозяйствования, экономить используемые ресурсы и сокращать объем образуемых отходов производства без снижения качества производимой продукции.
В большинстве случаев «зеленая» логистика занимается решением следующих задач:
- Использовать в производственных процессах экологически чистые и безопасные материалы и, следовательно, свести к минимуму объем использованных упаковок и сырья, которые не подлежат утилизации;
- Минимизировать загрязнение окружающей среды через использование в процессе производства природной энергии;
- Увеличить масштабы использования производственных отходов в качестве вторичного сырья (в том числе, через организацию возврата и утилизации отходов, применение новых технологий);
- Обеспечить экологически безопасные технологии складирования и транспортировки продукции.
Условием достижения цели и решения задач «зеленой» логистики является соблюдение ряда основных принципов. Таковыми можно признать принципы рационального использования природных ресурсов, максимального использования отходов производства, сокращение потребления материальных ресурсов с низкой возможностью переработки или безопасной утилизации, применение современных наукоемких технологий повторного вовлечения отходов в процесс производства (рециклинга), повышение уровня экологической грамотности и ответственности логистического персонала предприятия.
Развитие «зеленой» логистики поддерживается и управляется действиями основных субъектов, к числу которых относятся:
- Общественность - формирует понимание защиты окружающей среды и минимизации негативного воздействия на природу в качестве приоритетов жизнедеятельности человечества;
- Государство - определяет режим природопользования недр и природных ресурсов, разрабатывает социальные и технические стандарты, обеспечивает законность в сфере и охраны окружающей среды, оказывает воздействие на решение экологических проблем;
- Потребители - повышают требования к чистоте продуктов и услуг, к упаковке и маркировке товара, способам и средствам их транспортировки, возможности переработки и вторичного использования;
- Предпринимательская структура - формирует корпоративную приверженность экологической направленности бизнеса как способ повышения репутационных активов за счет минимизации нанесения ущерба природной среде.