Снабженческая политика - это совокупность взаимосвязанных мер, принципов и правил их принятия, форм и методов их реализации, которые были приняты руководством предприятия в области приобретения продукции, необходимой для удовлетворения внутренних (производственных и коммерческих) потребностей.
Основные сведения о снабженческой политике предприятия
Снабжение является одной из основных логистических функций предприятия. Способы ее выполнения определяются руководством предприятия, которое соответственно вырабатывает снабженческую политику.
Снабженческая политика предприятия базируется на тех целях и задачах, которые были поставлены перед службой снабжения. В качестве основы ее деятельности выступают принципы и правила принятия управленческих решений. Их исполнение происходит путем реализации определенных форм и методов, которые также выбраны исходя из основных принципов. В этом состоит суть механизма снабженческой политики.
Снабженческая политика предприятия включает в себя несколько направлений:
- количественное и качественное определение наличия у предприятия потребности в конкретных ресурсах;
- анализ рынка снабжения (в частности, изучение представленного ассортимента, действующих поставщиков, текущего уровня цен и т.д.);
- выбор оптимального для предприятия поставщика;
- проведение переговоров с поставщиком (согласование условий оплаты и поставки) и заключение договора;
- осуществление закупки (оплата приобретенной продукции и ее поставка).
Таким образом, снабженческая политика предприятия - это комплексное явление, значимой частью которого является выбор оптимального поставщика.
Описание выбора оптимального поставщика
Выбор поставщика представляет собой отдельную операцию в рамках снабженческой деятельности предприятия, которая заключается в определении конкретного хозяйствующего субъекта с целью начала взаимодействия с ним по поводу закупки и поставки требуемых ресурсов. Выбор поставщика имеет большое значение для предприятий, поскольку он должен быть, прежде всего, надежным партнером в реализации стратегии организации производства. Кроме того, на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых ресурсов и выбор оптимального из них становится задачей повышенной сложности.
Обычно различают два основных способа выбора поставщика:
- первый способ заключается в найме предприятием торгового агента, который изучает возможные варианты и предложения, осуществляет выбор поставщика исходя из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы;
- второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках, которое проводится как внутри отдела закупок предприятия, так и путем его взаимодействия с производственным отделом, отделом контроля качества, отделом сбыта.
Выбор поставщика предполагает выявление и изучение источников закупки и поставки. Данные мероприятия должны проводиться не один раз, а систематически с использованием различных источников информации. Чаще всего используют такие источники информации, как печатные и электронные каталоги, торговые журналы, рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др.
Выбор поставщика может быть осуществлен в рамках одного из двух направлений. Согласно первому направлению, поставщик выбирается из числа тех предприятий, которые уже поставляли продукцию ранее и имеют установленные деловые отношения. Согласно второму направлению, выбирается новый поставщик в результате поиска и анализа требуемого рынка.
В зависимости от требований потребителей логистической системы различаются конкретные критерии оценки и отбора поставщиков ресурсов. Однако требования современной закупочной логистики гласят о том, что важнейшими критериями выбора поставщика для любых предприятий из любой отрасли экономики являются следующие:
- надежность снабжения (вероятность возникновения сбоев);
- качество поставляемой продукции;
- приемлемый уровень цены продукции;
- удаленность поставщика продукции от предприятия;
- сроки выполнения текущих и внеочередных заказов;
- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;
- организация управления качеством продукции у поставщика;
- кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
- деловая репутация поставщика и его роль в своей отрасли экономики;
- имидж поставщика;
- упаковка продукции, т.е. ее оформление;
- наличие у поставщика резервных мощностей.
Некоторые специалисты предлагают в вопросе выбора поставщика в первую очередь ориентироваться на цену продукции. Однако большинство зарубежных специалистов по снабжению и логистике считают такой подход нецелесообразным: о цене всегда можно договориться. За рубежом при выборе новых поставщиков принято обращать внимание на их финансовое положение, организацию управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности.
Практика говорит о том, что системе установленных критериев может соответствовать сразу несколько поставщиков. В данном случае потребуется проведение ранжирования поставщиков, опираясь на влияние непосредственных контактов с их представителями. Окончательный выбор поставщика обычно производится лицом, которое принимает управленческие решения в отделе логистики (закупок / снабжения) предприятия.
Таким образом, одним из элементов снабженческой политики предприятия является выбор поставщика, которое предполагает последовательное выполнение ряда научно обоснованных действий.