Склад штучных грузов - это помещение и (или) территория, которые предназначены для хранения единичных грузов, транспортируемых и учитываемых отдельными штуками или группами штук.
Описание штучных грузов
Для субъектов логистической деятельности важное значение имеет тот факт, что грузы (товарно-материальные ценности) в зависимости от вида, способа складирования и строповки подразделяются на несколько групп. В частности, одна из групп представлена штучными грузами.
Штучные грузы представляют собой единичные грузы, которые транспортируются и учитываются отдельными штуками или группами штук. Штучные грузы являются разновидностью тарно-штучных грузов, которые имеют правильную форму, а их хранение и укладка осуществляется штабелями, т. е. ровно расположенными рядами.
Штучные грузы отличаются большим разнообразием по виду, габаритам, конфигурации и физико-техническим свойствам. Штучные грузы, в свою очередь, также подразделяются на две подгруппы:
- штабелируемые,
- нештабелируемые.
Штабелируемые штучные грузы имеют правильную форму, поэтому их можно транспортировать без тары путем сложения штабелями и перемещения стропами или специальными грузозахватными устройствами, которые позволяют механизировать выполнение погрузочно-разгрузочные работ (в качестве примеров можно назвать кирпич, лесо- и пиломатериалы, прокатную сталь, плиты, блоки, балки, трубы, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, панели, ящики, бочки, изделия геометрически правильной формы и т.д.).
Нештабелируемые штучные грузы нельзя уложить правильными рядами, а типовых способов их строповки не существует из-за многочисленности данной подгруппы и ее разнообразия по форме и массе (в качестве примеров можно назвать металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия, фасонное литье и т.п.).
Описание работы складов штучных грузов
Технология работы складов представлена совокупностью взаимосвязанных работ, которые связаны с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуском товарополучателям. Необходимость правильного и своевременного выполнения этих работ с учетом специфики складируемого груза обуславливает соответствующее устройство склада и его технико-технологическое оснащение.
Устройство и технология работы складов штучных грузов во многом определяются их свойствами, под которые необходимо подстраивать конструкции, конфигурации, размеры используемых технических средств и способы их эксплуатации. Следовательно, необходимо учитывать вес, габаритные размеры, геометрическую форму, физико-технические свойства (липкость, хрупкость, абразивность, состояние опорных поверхностей и др.), прочностные и жесткостные характеристики штучных грузов.
Штучные грузы обычно перевозят повагонными и мелкими отправками. Правильное размещение штучных грузов в складах снижает потребность в большой складской площади, создает благоприятные условия для рационального использования (т.е. по назначению) погрузочно-разгрузочных машин и повышения производительности труда складских работников. Размещение грузов в складах происходит по указанию приемосдатчика груза и багажа, который, выбирая им место, учитывает их свойства, а также специализацию и зонирование склада.
В настоящее время считается, что современные механизированные и автоматизированные склады штучных грузов должны быть оснащены следующим оборудованием (с распределением по размещению в складских зонах):
- Участки погрузки и разгрузки – электропогрузчики, электротележки, передвижные и телескопические конвейеры, конвейерные погрузочно-разгрузочные машины, мостики-уравнители
- Зона хранения штучных грузов – стеллажи и штабелирующие машины (электропогрузчики, мостовые и стеллажные краны-штабелеры).
- Участки комплектования и сортировки – перегрузочные, сканирующие, взвешивающие и счетные устройства, роликовые конвейеры, комплектовочные столы и манипуляторы, электротали на монорельсах, однобалочные краны.
- Внутрискладской транспорт – электропогрузчики, электротележки, комплексные конвейерные системы и отдельные конвейеры, транспортные роботы.
- Автоматизированные системы управления – компьютеры, микропроцессоры, преобразователи информации, устройства радиосвязи, пускорегулирующая аппаратура, датчики и т. д.
Складирование штабелируемых штучных грузов
При рассмотрении технологии работы складов штучных грузов необходимо отдельно сказать про штабель. Так называют один из способов укладки грузового места. Он представляет собой несколько рядов грузов по ширине. Один горизонтальный слой штабеля с упакованными грузовыми местами называется ярусом. Укладка штучных грузов в штабеля происходит непосредственно на полу складского помещения, на поддонах или стеллажах.
К складированию штучных грузов предъявляются требования по размещению их штабелей на складах и на площадках. При размещении необходимо обеспечивать соблюдение таких минимальных проходов и проездов, как:
- проходы, во-первых, между штабелями, во-вторых, между штабелем и стеной (или любой другой границей территории склада), в-третьих, между штабелями, которые сформированы готовыми пакетами, - 1,0 метр;
- проезды для погрузчиков между штабелями - 3,5 метра;
- магистральные проезды между группами штабелей и складами - 6,0 метров.
В начале процесса складирования штучные грузы, которые характеризуются крупными габаритами, тяжелым весом и длинными размерами, должны укладываться на подкладки и прокладки (их обычно укладывают до начала подачи груза к месту складирования) с прямоугольным сечением или брус двухкантной распиловки одинаковой толщины.