Зерновой груз - это продукты сельскохозяйственного производства, которые используются в качестве сырья для получения крупы, муки и других пищевых продуктов, а также в качестве корма для сельскохозяйственных животных.
Зерновой груз как объект перевозки
Транспортировка имеет место во всех отраслях экономики. В частности, она достаточно часто происходит в сельском хозяйстве. Там объектом перевозки в основном выступает зерновой груз. Он включают в себя следующие сельскохозяйственные культуры:
- Злаковые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, овес, рис, просо);
- Бобовые культуры (бобы, фасоль, горох, соя, чечевица);
- Масленичные культуры (семена хлопка, подсолнечника, льна, клещевины);
- Продукты переработки сельскохозяйственных культур (мука, крупа, комбикорма, жмых).
Зерновые грузы считаются ценными продовольственными грузами. По этой причине перевозка данных грузов должно проводиться при обеспечении их сохранности как в количественном, так и качественном отношениях.
Важным этапом является определение свойств зерновых грузов, которые представлены, с одной стороны, физико-механическими характеристиками, с другой стороны, биологическими характеристиками. Физико-механическими характеристиками зерновых грузов являются натурный вес (объемная масса), сыпучесть, влажность, сорбционность, скважистость, сорность, теплопроводность и др. Биологическими характеристиками зерновых грузов являются дыхание, самонагревание, дозревание, прорастание, заражение амбарными вредителями. Их определение, как правило, происходит в лабораторных условиях.
В настоящее время выработаны нормативные (желаемые) значения каждой из перечисленных характеристик. Необходимо поддерживать их в заданном диапазоне (как перед началом перевозки, так и непосредственно во время ее). Это предусматривает определенные обязанности к перевозчикам, которые вынуждены заранее подготавливать и обеспечивать надлежащие условия транспортировки и хранения зерновых грузов в течение всего периода своей работы.
Содержание условий перевозки зерновых грузов
Основной способ перевозки зерновых грузов и их продуктов - насыпью в специализированных вагонах (так называемых, хоппер-зерновозах) по железной дороге. Особенностью этих вагонов является их способность к саморазгрузке. Хопперы оснащены четырьмя люками для загрузки и шестью люками для выгрузки. Каждый из люков имеет резиновые уплотнителя, которые предотвращают возникновение щелей и, соответственно, не допускают просыпание груза в процессе перевозки.
Для того чтобы зерно быстрее выгружалось в приемные бункеры, торцевые стенки зерновозов делают наклоненными под углом внутрь вагона бункеры. Разгрузка зерна обычно продолжается в течение 5-6 минут после открытия люков.
Хоппер-зерновозы могут быть использованы для перевозки различных сортов крупы (это, прежде всего, овсяная, гречневая, кукурузная и др.). Определение того, готовы ли вагоны для погрузки зерновых грузов, происходит с участием представителей профильной государственной инспекции.
Специальные вагоны, которые предназначаются для перевозки зерновых грузов, в большинстве случаев имеют четыре бункера-емкости, каждый из которых располагает объемом в 21,5 кубических метра. Следовательно, общий объем вагона-зерновоза достигает 86 кубических метра.
Перевозка зерновых грузов, помимо прочего, специфична с точки зрения документального оформления. К каждой накладной, выданной вместе с зерновым грузом, нужно приложить сертификат, который подтверждает качество продукта. Выдачей этих сертификатов занимается уполномоченная государственная инспекция. Основанием для составления этого сертификата являются результаты лабораторного исследования образцов из продуктов, которые загружены в вагон.
В настоящее время предусмотрено несколько форм сертификатов качества, которые отличаются видом зерновых грузов и условиями предстоящих перевозок:
- формы для перевозки зерна, муки, крупы и комбикорма в пределах страны;
- форма для перевозки зерна в международном сообщении;
- форма для перевозки комбикорма в международном сообщении.
Зерно, которое предназначено для использования в кормовых целях, принимается к перевозке только при наличии у грузоотправителя ветеринарного свидетельства. Грузоотправитель еще должен определить массу зерновых грузов в вагоне и удостоверить ее своей подписью в накладной. Взвешивание производиться в момент погрузки на элеваторных или на стационарных врезных вагонных весах.
Зерновой груз выдается получателю по целости запорно-пломбировочных устройств.
Перевозка некоторых продуктов переработки зерновых грузов проводится в мешках в крытых вагонах. Эти мешки обычно укладываются до 8-12 рядов по высоте. Эти грузы выдаются получателю с проверкой числа мест.
Особые условия перевозки действуют в отношении зерновых грузов повышенной влажности. Так, их маршруты должны быть оформлены отдельными накладными на каждый вагон, так как в пути следования могут произойти отцепки. При этом отправитель должен сделать специальную отметку в накладной, чтобы подобным образом привлечь внимание работников перевозчика.
Хоппер-зерновозы периодически подвергаются досмотру со стороны государственной инспекции. Если будут обнаружены вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном, то их отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия. Там зерно должны привести к такому состоянию, при котором будут обеспечены надежные хранение и перевозка.
Таким образом, зерновые грузы зачастую становятся объектами перевозок. В связи с этим к настоящему времени выработана достаточно подробная практика транспортировки зерна и определены основные условия их перевозки.