Управление запасами - это элемент цепочки поставок, который представляет собой деятельность по отслеживанию запасов на пути от производителя до склада, а оттуда — до места реализации товаров.
Основные сведения об управлении запасами
Ключевым понятием логистики является поток. Им называют направленное движение ресурсов, которые необходимы предприятию для организации производства и реализации продукции. В то же время в силу особенностей хозяйственного процесса иногда некоторые ресурсы находятся в статичном положении, т.е. без движения. В данном случае эти ресурсы рассматриваются как запасы.
В качестве запасов могут выступать сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, инструменты, инвентарь, объекты незавершенного производства, готовая продукция, объекты интеллектуальной собственности, недвижимое имущество и т.д. Перечисленные объекты предприятия намерены или использовать в процессе производства, или продать на рынке, или применить в управленческих нуждах.
Управление запасами является важной логистической функцией, которая является значимым фактором для цепочек поставок. Управление запасов заключается в деятельности по отслеживанию запасов предприятия на пути от производителя до склада и от склада до места их реализации. Управление запасов нацелена на получение нужного продукта в нужном месте и в нужное время. Условием достижения этой цели является наличие исчерпывающей информации о запасах на складах, которая позволит определиться с нужным временем переоформления заказа, с необходимым количеством заказываемого товара и с местом, где будут храниться наличные запасы.
Управление запасами делится на следующие основные этапы:
- Закупка запасов - приобретение требуемого товара и его доставка на склад предприятия;
- Хранение запасов - обеспечение сохранности товаров в течение продолжительного периода времени;
- Получение прибыли от складских запасов - доставка товаров со склада на рынок (или на место производства товаров), их реализация и получение денежного вознаграждения.
Управление запасами, в том числе, предполагает расставление приоритетов между несколькими группами запасов, в соответствии с которыми будут приниматься ключевые управленческие решения в данной области логистики (что закупать, какое количество хранить и в каких условиях и т.д.). С этой целью были разработаны и в настоящее время активно применяются такие методы управления запасами, как ABC-анализ и XYZ-анализ.
ABC-анализ как метод управления запасами
ABC-анализ проводится для того, чтобы классифицировать ресурсы предприятия (в том числе, формируемые его товарно-материальные запасы) по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия.
В основе проведения АВС-анализа лежит принцип Парето, согласно которому 20 % всех товаров дают предприятию 80 % оборота. В соответствии с этим все материалы, запасы которых необходимо контролировать, классифицируются на три категории: А, В и С.
- К категории А относятся наиболее ценные товарные запасы, которые занимают 20% ассортимента (номенклатуры), но обеспечивают 80% продаж и соответствующей выручки;
- К категории В относятся промежуточные по своей ценности товарные запасы, которые занимают 30% ассортимента (номенклатуры), но обеспечивают 15% продаж и соответствующей выручки;
- К категории С относятся наименее ценные товарные запасы, которые занимают 50% ассортимента (номенклатуры), но обеспечивают 5% продаж и соответствующей выручки.
Следовательно, ABC-анализ заключается в ранжировании ассортимента по разным параметрам. Так можно ранжировать всё, что имеет достаточное количество статистических данных (т.е. не только складские запасы, но и оказывающие влияние на их количество поставщики, покупатели, длительные периоды продаж).
Материалы из категории А имеют наибольшую значимость для предприятия, поскольку расходуются в значительных количествах. Поэтому контроль за ними ведется на постоянной основе. Наименее значимы материалы из категории С, к которым относят различные вспомогательные материалы, расходуемые редко и в небольших количествах. Поэтому контроль за ними минимален, а контроль за материалами из промежуточной категории В ведется с периодичностью в 3-4 месяца.
Таким образом, проведение АВС-анализа позволяет предприятию сосредоточиться на контроле только за наиболее важными (с точки зрения стоимости закупки и хранения) видами запасов (категории А, В) и, тем самым, сэкономить время и ресурсы.
XYZ-анализ как метод управления запасами
Суть XYZ-анализа состоит в классификации ресурсов предприятия в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Указанное содержание тоньше содержания АВС-анализа, поэтому последний получил намного больше известности, чаще применяется, чем XYZ-анализ.
В результате проведения XYZ-анализа предприятия учитывают неопределённости, которые возникают в логистическом потоке. В большинстве случаев рассматривают неопределённости спроса на продукцию, однако не остаются без внимания и неопределённости поставок и производства.
Для анализируемых ресурсов необходимо определить коэффициент вариации, который равен отношению среднего квадратичного отклонения к математическому ожиданию случайной величины. Он характеризуется прогнозируемость изменений: чем значение коэффициента меньше, тем точность прогноза больше.
- К категории X относятся запасы, которые занимают 50% ассортимента (номенклатуры), а их коэффициент вариации не превышает 10%.
- К категории Y относятся запасы, которые занимают 30% ассортимента (номенклатуры), а их коэффициент вариации находится в промежутке между 10% и 25%.
- К категории Z относятся запасы, которые занимают 20% ассортимента (номенклатуры), а их коэффициент вариации превышает 25%.