Поставщик - это участник логистической цепи поставок, который исполняет роль коммерческой организации, предоставляющей за определенное денежное вознаграждение фокусной компании необходимые ей материальные ресурсы или оказывающей ей требуемые услуги.
Задачи и причины необходимости управления взаимоотношениями с поставщиками
Предполагается, что цепь поставок состоит из нескольких макропроцессов. Один из таких макропроцессов заключается в управлении взаимоотношениями с поставщиками. Со стороны фокусной компании речь идет про оптимизацию закупочной деятельности, про улучшение обслуживания потребителей за счет правильного выбора поставщиков и выстраивания с ними грамотной работы, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.
Посредством управления взаимоотношениями с поставщиками фокусная компания получает возможность решить следующие задачи:
- Мониторинг рынка ресурсов (в виде товаров, услуг, работ);
- Поиск и оценка источников снабжения, в т.ч. глобальных поставщиков;
- Формирование и рационализация базы поставщиков, в т.ч. получение и обобщение характеризующих их данных, ранжирование поставщиков;
- Развитие взаимоотношений с поставщиками (обсуждение планов совместной деятельности, выбор предпочтительных поставщиков);
- Мониторинг эффективности взаимодействия с поставщиками и бенчмаркинг (анализ и использование лучших практик);
- Идентификации, оценки и измерения возможностей снижения общих затрат на закупки.
Экономическая история показывает, что все успешные компании планируют долгосрочные отношения со своими поставщиками. Это связано с наличием и действием объективных причин развития бизнеса и снабжения, в частности. Эти причины можно сгруппировать таким образом:
- Отсутствие возможности управлять закупками во всей цепи поставок с высокой степенью эффективности (в последнее время у предприятий резко увеличивается число поставщиков и закупаемых продуктов, поставщики недостаточно учитывают логистические ограничения потребителей и т.д.);
- Необходимая продукция и поставщики с желаемыми характеристиками находятся предприятиями на рынке все труднее (общая классификация данных отсутствует, необходимая информация о поставщиках находятся в разрозненных каталогах, имеющиеся данные бывают неполными и противоречивыми);
- Ручные закупки являются неэффективными (в случае отсутствия сотрудничества с конкретными поставщиками на долгосрочной основе приходится каждый раз осуществлять выбор нужных продуктов, создавать запросы, оценивать предложения, анализировать затраты на закупки, согласовывать характеристики и т.п.).
Содержание управления взаимоотношениями с поставщиками
Среди специалистов до сих пор не установилось окончательной трактовки содержательной части управления взаимоотношениями с поставщиками. В самом общем виде эту концепцию можно определить как характеристику всех аспектов взаимодействия предприятия, выступающего в качестве потребителя внешних ресурсов, с базой своих поставщиков.
В американской практике распространено определение этой концепции, которое было составлено на основе другой концепции - концепции управления цепями поставок. В соответствии с ним управление взаимоотношениями с поставщиками представляет собой скоординированную программу действий, которая совместна разработана предприятием-потребителем и его поставщиком с целью улучшения общих показателей функционирования и снижения общих издержек цепи поставок.
Управление взаимоотношениями с поставщиками предполагает, что обе стороны (и потребитель, и поставщик) будут принимать на себя совместные обязательства, касающиеся вопросов инвестирования, выделения ресурсов, соблюдения сроков. Это способствует более тесным контактам и прочным взаимоотношениям, что отвечает их прямому финансовому интересу. Кроме того, взаимоотношения с поставщиками улучшаются благодаря более глубокому пониманию операционных аспектов, которые оказывают влияние на эти взаимоотношения при повседневном взаимодействии.
Этапы управления взаимоотношениями с поставщиками
Многие предприятия сегодня используют итерационную трактовку управления взаимоотношениями с поставщиками, согласно которой оно представляет собой последовательность следующих этапов:
- Сорсинг;
- Управление закупками;
- Аналитика.
Сорсинг определяет в снабжении цикл, который касается выбора источника закупок. Речь идет про идентификацию, оценивание и установление договорных отношений с оптимальной группой поставщиков. Стратегический сорсинг решает задачу оптимизации закупочных возможностей предприятия ради уменьшения затрат и сокращение сроков доставки продукции.
Второй шаг в цикле снабжения - это управление закупками. По завершении этого этапа должны быть устранены нерациональные потери денежных средств и времени в типовой процедуре закупок. Помимо этого, между поставщиком и потребителем обеспечивается эффективная связь, а рабочие процессы в закупках получают мощную онлайн-поддержку. Особое значение для контроля расходов во время снабжения имеет устранение неконтрактных закупок.
Аналитика в концепции управления взаимоотношениями с поставщиками означает расчет и контроль всех ключевых показателей, связанных со снабженческой деятельностью и эффективностью работы поставщиков. На данный момент все чаще этот этап осуществляется в рамках общей информационной поддержки управления цепями поставок с помощью специально разработанных программных продуктов.
Таким образом, управление взаимоотношениями с поставщиками является отдельным направлением деятельности предприятия, которое должно осуществляться отдельными компонентными специалистами, поскольку этого зависит сумма затрат на снабжение и качество входящих ресурсов.