Внутрипортовые коммуникации - это линейные сооружения, а также установленные на них технологические устройства, при помощи которых на территории морского (речного) порта осуществляют транспортировку жидкостей и газов, передачу энергии и информации.
Описание современного порта
Для выполнения логистических операций большое значение имеют транспортные терминалы – комплексы устройств, которые расположены в начальных, промежуточных, конечных пунктах транспортной сети. При помощи транспортных терминалов осуществляют прием и отправку транспортных средств, их временную стоянку, посадку и высадку пассажиров, багажа, грузов.
В логистике выделяют несколько разновидностей транспортного терминала, которые отличаются друг от друга, прежде всего, видом обслуживаемого ими транспорта. В частности, для обслуживания водного (морского, речного) транспорта создают и эксплуатируют порты (соответственно, морские и речные).
Они располагаются на побережье некоторого водного объекта - моря, реки, канала, озера, водохранилища. Тем самым, порт стоит рассматриваться в качестве обустроенного и оборудованного участка суши и части водной площади.
Территория современного порта включает в себя следующие элементы:
- внешний и внутренний рейд - место для стоянки судов и кораблей;
- конструкции, которые защищают рейд от воздействия волн (например, волноломы, молы);
- шлюзы, т. е. гидротехнические сооружения, при помощи которых выполняется переход судна из одного водного объекта в другой с различными уровнями воды;
- причальные линии с причалами, грузовыми устройствами (прежде всего, кранами, рампами), терминалами и пассажирскими вокзалами;
- площади и помещения для складирования грузов и их перегрузки в железнодорожный или автомобильный транспорт;
- инфраструктура портовых железных и автомобильных дорог;
- комплекс административных и производственных зданий;
- судоремонтная зона (включая мастерские и доки).
Выполнение в порту логистических операций
Основу функционирования порта как логистической системы составляет материальный поток. Относительно деятельности порта материальный поток зачастую трансформируется в грузовой поток. В связи с этим основные логистические операции, которые выполняются в порте, представлены следующими действиями: завоз груза, складирование груза, подготовка грузов к загрузке, физическое перемещение груза, выгрузка груза на судно.
Кроме обслуживания грузового потока работа порта связана с обслуживанием судопотока, т. е. транспортного потока судов. С данным видом логистического потока связано выполнения следующих операций:
- формирование потока судов в порт и из порта;
- распределение судов между причалами;
- подача судов под погрузку, которой предшествует распределение судов для перевозок и установление сроков их постановки под погрузку;
- движение судов от исходных позиций к портам и перестановка их в порту;
- оформление прихода судов, их маневрирование в акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;
- подача извещения о готовности судна к выполнению грузовых операций;
- обработка судов.
Как правило, все грузовые и транспортные потоки так или иначе сопровождаются определенными информационными, финансовыми потоками и потоками логистических услуг. Это, в свою очередь, требует выполнение еще целого ряда логистических операций. В качестве примеров можно привести предоставление информации и доступа к информационным базам данных, обеспечение проведения платежа за выполненные услуги, осуществление таможенных платежей, погрузочно-разгрузочные работы, контроль качества и др.
Управление коммуникациями порта
Для того чтобы перечисленные логистические операции были выполнены успешно, порт должен быть соответствующим образом подготовлен к данным видам работ. В частности, речь идет про наличие в достаточном количестве и в надлежащем состоянии соответствующих инженерных коммуникаций.
Внутрипортовые коммуникации представляют собой совокупность линейных сооружений и технологических устройств, которые расположены на территории порта и предназначены для обеспечения приема и передачи им жидкостей, газов, энергии и информации. К этим сооружениям и устройствам относятся системы водоснабжения, водоотведения, канализации, естественной вентиляции, теплоснабжения, кондиционирования, электроснабжения, противопожарной и охранной безопасности.
Управление внутрипортовыми коммуникациями необходимо для обеспечения бесперебойного выполнения логистических операций на территории порта. Кроме того, нужно эффективно использовать имеющиеся ресурсы (уменьшить их необоснованный расход).
Управления внутрипортовыми коммуникациями осуществляется на основе специального документа. Им может быть стандарт, регламент, инструкция. Обычно в этом документе прописываются следующие этапы управления коммуникациями:
- Определение состава внутрипортовых коммуникаций и их классификация.
- Учет и закрепление внутрипортовых коммуникаций.
- Содержание, эксплуатация, обслуживание (осмотры и освидетельствования) и обеспечение сохранности внутрипортовых коммуникаций.
- Ремонт (модернизация, частичная ликвидация и т.д.) внутрипортовых коммуникаций.
- Контроль реализации требований к содержанию и обслуживанию внутрипортовых коммуникаций.
- Прекращение эксплуатации и снос (демонтаж) внутрипортовых коммуникаций.
- Планирование модернизации и строительства новых внутрипортовых коммуникаций.
Управления внутрипортовыми коммуникациями является составной частью управления инфраструктурой порта. Следовательно, успешное выполнение этих этапов является одним из важнейших условий соответствия остальных объектов (элементов) портовой инфраструктуры установленным требованиям.