Управление цепями поставок - это логистическая концепция, в основу которой положена идея координации материальных потоков в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой.
Общие сведения об управлении цепями поставок
Интенсивное развитие логистического подхода к организации хозяйства в последние десятилетия привело многие предприятия к осознанию того, что для повышения своей конкурентоспособности им необходимо сделать шаг, заключающийся в осуществлении эффективного управления цепями поставок. Цепью поставок называют несколько (более двух) хозяйствующих субъектов, которые в определенном порядке принимают участие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов, информации от источника до потребителя.
Управление цепями поставок представляет собой деятельность по организации, планированию, контролированию и выполнению реализуемой товарной массы на всех этапах ее движения - от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам. На самом деле единой общепринятой трактовки понятия "Управление цепями поставок" в логистике до сих пор нет, поскольку она сама продолжает интенсивное развитие на базе нескольких разных научных дисциплин, школ и течений, практик (менеджмента, маркетинга, инжиниринга и др.).
Следовательно, управление цепями поставок воспринимается как интегрированный подход. Интеграция проявляется и в объединении усилий нескольких самостоятельных организаций, и в использовании методического аппарата разных сфер научно-практического исследования.
Содержание управления цепями поставок
Управление цепями поставок осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом, оперативном. Эти уровни соответствуют составлению и выполнению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
На современном этапе практика управления цепями поставок тесно связана с внутрифирменным планированием и улучшением ресурсной базы. Поэтому ее концепция используется предприятиями для поддержания корпоративной стратегии, а также для информационного регулирования части систем планирования ресурсов предприятия.
Управление цепями поставок может быть представлено в качестве взаимодействия трех элементов:
- Структура цепи - набор взаимосвязанных объектов системы (поставщиков, потребителей, логистических посредников, органов власти и др.);
- Бизнес-процессы, происходящие в цепи (закупка, транспортировка, складирование, упаковка, производство, сбыт и др.);
- Компоненты управления цепью (уполномоченные должностные лица и структурные подразделения организации, используемые ими инструменты управления).
Как показывает практика, большей эффективностью обладает поэтапное управления цепями поставок. Оно осуществляется в следующем порядке:
- Планирование - выяснение источников поставок, обобщение и расстановка приоритетов в потребительском спросе, формулирование требований к системе дистрибуции, определение объемов производства, поставок материалов и готовой продукции;
- Закупки - оценка поставщиков и их выбор, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками;
- Производство - управление производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.п.), выполнение технологических изменений, обеспечение и контроль качества производства, составление и соблюдение графиков производственных смен и циклов;
- Доставка - создание и регистрацию заказов, определение конфигурации реализуемой продукции, ее складирование и транспортировка клиентам;
- Возврат - определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку.
Особенности управления цепями поставок продукции на предприятии
Последние годы стремительно увеличивается число предприятий-производителей продукции, которые начинают соблюдать принципы логистики и управления цепями поставок. Благодаря этому были внесены существенные изменения в ход их хозяйственной (снабженческой, производственной, коммерческой) деятельности. В частности, предприятия начали разрабатывать и реализовывать такие проекты, как:
- Автоматизация складов;
- Перевод на прямые поставки дистрибьюторам;
- Организация консигнационного хранения продукции;
- Оптимизация маршрутизации и загрузки транспортных средств;
- Улучшение системы планирования производства и отгрузок.
Применение концепции управления цепями поставок продукции на предприятии позволяет последнему получить целый ряд преимуществ. Согласно средним статистическим данным, предприятия, в первую очередь, обеспечивают увеличение прибыли от 3% до 13% (благодаря сокращению закупочных издержек и производственных затрат). Кроме того, от 23% до 43% уменьшается стоимость и сокращается время обработки заказа. Еще происходит уменьшение складских запасов от 18% до 35%.
Управление цепями поставок продукции обычно определяет для участвующих предприятий требования к проявлению максимального внимания к потребителям. Выражением этого считается 100%-ная доступность запасов продукции, своевременное и безошибочное совершение действий. Способом решения данной задачи является постоянное использование математических, эконометрических, графических, физических, имитационных и других моделей в аналитических и синтетических целях.
Также необходимо указать, что важным для управления цепями поставок продукции на предприятии является системный подход к осуществлению данного процесса. В соответствии с ним единая цель управления бизнес-процессами достигается за счет рассмотрения всех элементов логистической системы в качестве единого взаимосвязанного целого.