Учет - это функция управления, которая заключается в фиксации состояния и параметров экономических явлений и процессов, в сборе и накоплении сведений о них, а также в отражении этих сведений в учетных ведомостях.
Основные сведения об учете как о функции управления
Грузовые автомобильные перевозки являются неотъемлемой частью современной экономической деятельности многих предприятий и предпринимателей. В связи с этим сначала их начинают рассматривать, а затем и обращаться с ними как с объектом управления.
Управленческая деятельность связана с выполнением определенных функций. В частности, имеет место такая функция, как учет, который заключается в сборе и накоплении информации о состоянии и параметрах экономических объектов, процессов и явлений, а также в отражении этой информации в обработанном виде в специальных учетных документах.
В зависимости от целей, на достижение которых направлен субъект управления, и правил, которых придерживаются при выполнении определенных процедур, различают следующие разновидности учета:
- Бухгалтерский учет - направлен на определение финансового состояния предприятия и результатах его хозяйственной деятельности.
- Налоговый учет - направлен на определение размера налоговой базы предприятия.
- Статистический учет - направлен на определение значений важных статистических показателей обобщающего характера.
- Управленческий учет - направлен на формирование информационной базы принятия руководством предприятия управленческих решений.
Особенности учета грузовых автомобильных перевозок
Наиболее значимым является бухгалтерский и налоговый учет грузовых автомобильных перевозок. Это связано с тем, что ведение бухгалтерского учета является обязанностью практически всех действующих экономических субъектов из-за необходимости формирования понятной и объективной инвестиционной картины в экономике. А налоговый учет является предпосылкой для правильного исполнения конституционной обязанности уплаты налогов. В случае невыполнения этих обязанностей в отношении хозяйствующих субъектов, их руководителей и специалистов будут приняты меры юридической ответственности.
В настоящее время Министерством транспорта России установлено правило ведения учета нормируемых и текущих расходов транспорта. Величина и перечень расходов предприятия, вызванных совершением грузовых автомобильных перевозок, определяются маркой автомобиля и условиями его эксплуатации.
Транспортные затраты хозяйствующего субъекта должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:
- пробег транспортного средства (определяется по показаниям спидометра);
- норма расхода горюче-смазочных материалов и прочих расходных материалов (определяется министерством транспорта или разрабатывается предприятием самостоятельно);
- расходы на текущий ремонт (определяются на основе фактически совершенных расходов).
Предприятия, которые совершают грузовые автомобильные перевозки, обязаны издать приказы, призванные контролировать нормы расхода вышеуказанных затрат. В этих приказах необходимо отразить перечень тех лиц, которые располагают правом на использование транспортных средств; нормы расхода топлива, горюче-смазочных и прочих материалов; периодичность замены шин автомобиля.
Принципиальных отличий учета грузовых автомобильных перевозок от других отраслей в плане использования счетов затрат нет. В связи с этим себестоимость грузовой перевозки формируется на следующих двух счетах: счет 20 «Основное производство» — к нему относят те затраты, которые напрямую связаны с производственным процессом; счет 26 «Общехозяйственные расходы» — к нему относят те затраты, которые имеют место в ходе управления работой предприятия и его обслуживания.
В кредит этих счетов обычно ставят следующие счета: 10 (списание горюче-смазочных и иных материалов, запасных частей), 70 (начисление заработной платы водителям, грузчикам и т.п.), 69 (отчисления во внебюджетные социальные фонды), 71 (командировочные расходы), 02 и 05 (начисление амортизации основных средств, нематериальных активов), 76 и 60 (получение услуг по аренде, охране, коммунальному обслуживанию). В конце отчетного периода суммы, которые накопились на счетах бухгалтерского учета 20 и 26, нужно списать в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».
Если автотранспортное предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость, то в бухгалтерский учет грузовых автомобильных перевозок еще должны быть включены проводки по НДС. В этом случае в учете будут сделаны следующие записи: Дебет 19 Кредит 60 (НДС выделен при учете продукции сторонних организаций), Дебет 90-3 Кредит 68 (НДС начислен при реализации услуг).
Транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в зависимости от места их оказания и категории перевозчика. Условия договора предопределяют итоговое значение процента начисления НДС. В настоящее время в России действуют три налоговые ставки по НДС: 20% (по общему правилу), 10% (например, у авиаперевозчиков), 0% (например, в случае перевозки природных ископаемых).
В учете грузовых автомобильных перевозок особняком стоит вопрос, связанный с документальным оформлением. Для осуществления учета большое значение имеют, так называемые, первичные учетные документы. В этом качестве могут выступать транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, договор на оказание услуг транспортировки, путевой лист и др. В случае перевозки продуктов питания, алкоголя, животных могут дополнительно понадобиться несколько других документов.
Таким образом, грузовые автомобильные перевозки в рамках системы управления выступают в качестве объекта учета, т.е. они должны оставлять после себя определенные информационные «следы».