Эксплуатация - это деятельность активного субъекта по извлечению полезных, потребительских свойств определенного технического средства.
Транспортировка как эксплуатация подвижного состава
Хозяйственную деятельность предприятия можно представить в виде совокупности действий по выполнению логистических функций и операций. Одной из таких функций является транспортировка грузов. Ее суть, в частности, заключается в эксплуатации транспортных средств.
Большинство предприятий (особенно, представителей сферы малого бизнеса) для транспортировки грузов используют легковые и грузовые автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы, автобусы. Они в своей совокупности составляют подвижной состав предприятия.
Эксплуатация подвижного состава происходит при определенных условиях. Они могут быть представлены в виде нескольких крупных групп. В качестве примеров можно назвать дорожные, климатические, организационные, технические и другие. Особую роль еще играют транспортные условия. Таковыми называют следующие факторы:
- вид груза и его стоимость;
- объем грузовых перевозок и партионность;
- неравномерность;
- расстояние грузовой перевозки;
- срочность доставки грузов;
- сохранность грузов;
- условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- механизация погрузочно-разгрузочных работ;
- особенности вида и организации грузовых перевозок.
Содержание транспортных условий эксплуатации подвижного состава
Эксплуатация подвижного состава во многом определяется тем, с грузом какого вида и стоимости приходится работать предприятиям-перевозчикам. Правильное определение вида груза необходимо для правильного выбора транспорта в целях осуществления комплексной перевозки по месту или на дальние расстояния.
Как правило, грузы подразделяют на следующие разновидности:
- насыпной или навалочный груз: песок, сахар, зерно, щебень, руда, металлолом, а также другие сыпучие смеси и продукты;
- пылевидный или порошкообразный груз: мука, цемент, известь;
- наливной груз: вода, молоко, пищевые масла, нефть, нефтепродукты и т.д.;
- газообразный груз: азот, кислород, пропан;
- штучный (генеральный) груз: товары, которые перевозятся поштучно;
- негабаритный груз: товары, которые имеют нестандартную ширину, длину, вес, высоту;
- скоропортящийся груз: товары, которые имеют ограниченный срок годности;
- опасный груз: объекты, которые могут навредить человеку и нанести ущерб окружающей среды.
Грузы также могут различаться по своей стоимости. В соответствии с данным критерием разделяют обычные грузы и особо ценные грузы. В последнем случае используемый подвижной состав должен отвечать целому ряду требований, которые призваны предотвратить повреждение или хищение груза, что может иметь значительный материальный ущерб для перевозчика.
Объем перевозок и партионность (т. е. количество партий и очередей) непосредственно сказывается на том, как предприятию-перевозчику следует эксплуатировать собственный подвижной состав. Чем больше объем грузовых перевозок, тем в больших масштабах нужно использовать транспортные средства. Это выражается в необходимости более частого отправления транспорта на техническое обслуживание и ремонт или же в привлечении (приобретении или аренде) большего числа транспортных средств.
Требования, которые предъявляются с точки зрения расстояния предстоящей грузовой перевозки и срочности доставки груза, вынуждают предприятие-перевозчика эксплуатировать подвижной состав с определенной скоростью. Стоит иметь в виду, что, чем выше достигаемая скорость подвижного состава, тем, при прочих равных условиях, больше его физический износ.
Большое значение имеет механизация погрузочно-разгрузочных работ, под которой понимают использование машин и механизмов для погрузки грузов на транспортное средство и для их выгрузки. Их использование или, наоборот, отсутствие вынуждает использовать определенные виды транспорта (приспособленные к этому виду работ или нет). Кроме того, непосредственно в процессе вождения транспортного средства приходится различными способами его припарковать к зоне погрузки/разгрузки и по-разному отъезжать от него.
В настоящее время кроме механизации погрузочно-разгрузочных работ, на первый план выходит такое условие их выполнение, как автоматизация. Она заключается в использовании специализированных компьютерных технологий и программного обеспечения, которые способны автоматизировать процессы погрузки и разгрузки грузов при минимальном участии человека. Следовательно, с точки зрения эксплуатации подвижного состава руководству предприятия нужно решить вопросы с их оснащением соответствующими технологиями, а также с обучением персонала (водителей, механиков, диспетчеров) их использованию.
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ еще нужно рассматривать в соответствии с тем, каким образом организуется сама вся перевозка грузов. Сейчас большое распространение получили мультимодальные (смешанные) перевозки, когда используется несколько видов транспорта. Это значит, что перед и во время эксплуатации подвижного состава нужно предусмотреть, как груз будет транспортирован из одного транспортного средства в другое. Например, какая грузовая емкость будет использована и каким способом она перемещаться.
Таким образом, на процесс эксплуатации предприятием, которое занимается грузовыми перевозками, собственного подвижного состава большое влияние играет множество внешних и внутренних факторов. Одна из крупных и значимых групп факторов представлена транспортными условиями. Их содержание во многом определяется заказчиками перевозки (т.е. грузовладельцами). Однако сам перевозчик тоже способен в значительной степени воздействовать на них.