Транспортные издержки - это выраженный в денежном (стоимостном) выражении расход экономических ресурсов, связанный с перемещением людей и грузов из одного места в другое при помощи транспортных средств.
Общее представление о транспортных издержках
В экономике предприятий существует такая категория, как транспортные издержки. В самом общем виде они представляют собой расходов экономических ресурсов на осуществление транспортировки товаров от производителя к потребителю. Характерной чертой этих расходов является их выражение в денежной (стоимостной) форме.
Управление транспортными издержками является одной из актуальных проблем многих современных предприятий. Статистика говорит о том, что доля затрат на транспортировку в конечной стоимости товара достигает от 20 % до 40 %. Считается, что основными факторами конкретной величины транспортных издержек являются степень развития транспортной инфраструктуры, система тарифного регулирования, удаленность производителя продукции от транспортной магистрали и потребителя.
Транспортные издержки приобретают форму себестоимости услуг по перевозке грузов. Впоследствии эта себестоимость ложится в основу ценообразования, которое оказывает воздействие как на конкурентоспособность транспортного предприятия, так и на благосостояние потребителей его продукции. Таким образом, можно говорить о транспортных издержках потребителей, которые приобретают транспортные услуги путем уплаты определенной цены.
Себестоимость грузовых перевозок оказывается под влиянием таких факторов, как тип и степень использования транспортного средства, время операций по перевозке, расстояние перевозки, скорость доставки грузов, форма организации процесса транспортировки, а также структура грузов, уровень организации дорожного движения, качество дорожного покрытия и др. Действие этих факторов предопределяет удельный вес транспортной составляющей в конечной цене продукта и, следовательно, на конкурентоспособности предприятия.
Транспортные издержки играют важную роль в логистической деятельности предприятий. Именно на их основе определяются тарифы на услуги логистических посредников (таких как транспортные и транспортно-экспедиционные компании, операторы мультимодальной перевозки, агенты, брокеры и др.).
Предприятия преимущественно нацеливаются на снижение транспортных издержек. В случае достижения этой цели предприятия могут либо снизить цены на свою продукцию, повысив, тем самым, рыночный спрос на нее, либо направить высвободившиеся средства на финансирование мероприятий по повышению качества обслуживания потребителей.
Разновидности транспортных издержек
В состав транспортных издержек входят все затраты, связанные с выполнением элементарных логистических операций, из которых состоит транспортировка. При этом большая часть этих затрат, как правило, приходится непосредственно на процесс перевозки груза.
По экономическому характеру транспортные издержки подразделяются на инвестиционные и операционные.
Инвестиционные затраты связаны с созданием или модернизацией материальных активов. Транспортными инвестиционными затратами являются затраты на приобретение и капитальный ремонт транспортных средств и оборудования, строительство и модернизацию путей сообщения, терминальных объектов, выкуп или аренду земельных участков. Большое значение имеют инвестиции в нематериальные активы (например, лицензии, права пользования) и в человеческий капитал (подготовка и переподготовка сотрудников).
Операционные издержки (или эксплуатационные расходы) представляют собой текущие затраты, которые имеют место в процессе производства транспортных услуг или работ. Операционные издержки традиционно рассматриваются в виде двух групп. Первая группа - это переменные издержки, чья сумма находится в зависимости от объема грузовых перевозок. Вторая группа - это переменные издержки, которые не зависят от объема грузовых перевозок, т. е. предприятия вынуждены на регулярной основе нести расходы этого вида даже в отсутствии каких-либо транспортировок.
Переменные транспортные издержки представлены затратами на топливо, смазочные материалы, электроэнергию, движенческие операции, на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая покупку запасных частей и материалов), на заработную плату водителей (т.е. персонала, который непосредственно выполняет перевозку груза), на амортизацию подвижного состава (в той части, которая касается пробега, моторесурса) и др.
Постоянные транспортные издержки представлены затратами на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (в том числе, в виде арендной платы и платы по кредиту), на оплату труда административно-управленческого персонала, а также накладными и прочими расходами.
Транспортные издержки определяются, в первую очередь, затратами на приобретение материальных и иных экономических ресурсов для осуществления транспортного процесса и управления им. Кроме того, нужны расходы на реализацию продукции, содержание инфраструктуры, налоги, взносы и т.д. В самом общем состав транспортных издержек представлен затратами на выполнение движенческих операций, перегрузочных и складских работ, а также на оказание услуг, которые нацелены на повышение качества грузовых перевозок.
Таким образом, транспортные издержки - это неотъемлемый элемент деятельности, связанной с осуществлением процесса перевозок грузов. Их существование должны принять и предприятия, которые на их основе устанавливают цены на свои услуги, и потребители, которые должны ради приобретения этих услуг оплачивать данные цены.