Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы оценки эффективности функционирования транспорта общего пользования

Определение 1

Транспорт общего пользования - это транспорт, который удовлетворяет потребности общества в организации и осуществлении перевозок пассажиров и их багажа.

Состав транспорта общего пользования

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению мобильности населения. В течение дня людям необходимо посетить несколько удаленных друг от друга мест (например, дом, работу, торговые центры, спортзал и т. д.). Данная потребность может быть удовлетворена в том числе за счет использования транспорта общего пользования.

Транспорт общего пользования представлен специальными техническими (транспортными) средствами. В состав транспорта общего пользования входят следующие виды транспорта:

Статья: Методы оценки эффективности функционирования транспорта общего пользования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • весь железнодорожный транспорт, который осуществляет все виды перевозок (и грузы, и пассажиры, и багаж);
  • автомобильный и городской электрический транспорт, который осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа;
  • внутренний водный транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и их багажа;
  • метрополитен.

Стоит отметить, что к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, который занят грузовыми перевозками, а также легковые такси, которые осуществляют перевозки пассажиров.

Функционирование транспорта общего пользования оказывает большое влияние на темпы и характер социально-экономического развития городов. Поэтому перед муниципальными органами власти на постоянной основе стоит задача по повышению эффективности функционирования транспорта общего пользования. Для того чтобы сделать вывод о том, какими темпами решается указанная задача, необходимо на основе имеющихся данных использовать специальные методы оценки.

Методика оценки эффективности функционирования транспорта

«Методы оценки эффективности функционирования транспорта общего пользования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Практика свидетельствует о многокритериальности и многофакторности задачи оценки результативности и эффективности функционирования транспорта общего пользования. Это приводит к существованию большого числа вариантов, методов, способов решения, однако ни один из них не является общепринятым.

Неправильный выбор метода может привести к получению неточной оценки эффективности. Это, в свою очередь, влечет за собой экономические потери, рост рисков и несвоевременное (запоздалое) принятие управленческих решений по устранению отрицательных факторов. В результате ухудшатся финансовые результаты транспортных предприятий, снизится качество услуг, произойдет спад конкурентоспособности.

Методика оценки эффективности функционирования транспорта общего пользования должна отвечать всем необходимым общим требованиям к методикам оценки, которые можно сформулировать следующим образом:

  • формулирование в кратчайшие сроки комплексной интегральной оценки результатов изучения;
  • включение задач всех видов управления;
  • идентификация и описание процессов функционирования;
  • установление взаимосвязей между показателями оценки эффективности;
  • определение причинно-следственных связей в ситуации снижения эффективности;
  • включение элементов динамичной системы с учетом неопределенностей;
  • наличие таких свойств, как независимость, обоснованность, последовательность, четкость, ясность;
  • направленность на повышение эффективности функционирования транспорта общего пользования;
  • содействие в повышении достоверности в принятии управленческих решений и оптимизации работы транспортных предприятий.

Обычно под эффективностью понимают соотношение полученного эффекта с затратами, которые пришлось осуществить ради получения данного эффекта. Транспорт общего пользования может рассматривать как смешанное благо: оно обладает свойствами и частного, и общественного блага. Поэтому оценивая эффективность его функционирования, можно отдельно оценивать экономическую и социальную эффективность.

В большинстве случаев расчета экономической эффективности в качестве затрат будут выступать издержки транспортных предприятий (на выплату заработных плат, на приобретение горюче-смазочных средств, на амортизацию, на оплату штрафов и т. д.). Главным экономическим эффектом будет прибыль, которую транспортное предприятие заработает за определенный период.

При определении социальной эффективности могут быть использованы такие параметры, как время ожидания транспорта на остановочном пункте, продолжительность перевозки, необходимость пересадок с одного транспорта на другой и их количество, объем загрязнений окружающей среде, чистота внутреннего помещения транспортного средства, его эстетический вид и т. д.

В настоящее время можно выделить следующие наиболее известные методы оценки эффективности функционирования транспорта общего пользования:

  • методы на основе анализа степени достижения установленных числовых значений целей (показателей);
  • методы на основе нормирования показателей, отобранных для диагностирования состояния транспорта общего пользования, и присвоения им весовых коэффициентов;
  • методы на основе критериального подхода и сравнительного анализа фактических значений показателей и значений критериев (отношение факта к плану), с интегральной оценкой результатов по квалиметрической шкале значимости;
  • методы на основе алгоритма по обобщенной функции желательности как способа перевода натуральных значений в единую безразмерную числовую шкалу;
  • методы на основе модели индексного нормирования оценки эффективности.

Современные авторы предлагают систематизировать и ранжировать показатели эффективности функционирования транспорта общего пользования в порядке значимости. В первую очередь для пассажира, затем - для заказчика услуг, и только в последнюю очередь - для транспортного предприятия. Данный подход позволит сконцентрировать внимание хозяйствующих субъектов на качестве услуг, что является главным фактором конкурентоспособности, привлекательности для потребителей и, как следствие, финансовых результатов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.03.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot