Специфика транспорта как отрасли экономики
Транспорт − одна из крупнейших отраслей экономики, которая является важнейшим звеном социальной и производственной инфраструктуры. Транспорт играет ключевую роль в экономическом развитии страны. В Российской федерации транспортная отрасль обеспечивает получение около 8% ВВП.
Транспортные издержки в себестоимости готовой продукции промышленности и сельского хозяйства составляют около 15-20%.
В транспортной отрасли занято свыше трех миллионов человек, это составляет около 4,5 % работающего населения РФ.
По сравнению с другими отраслями экономики транспорт обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой производственного процесса. К ним относится:
- транспортная система (в отличии, например, от промышленности и сельского хозяйства) не создает новой материальной продукции, продуктом работы транспорта является сам процесс перемещения;
- транспортная продукция не взаимозаменяема, например, если увеличить объем перевозок груза между какими-то одними пунктами, это не поможет скомпенсировать снижение перевозок этого груза между другими пунктами;
- транспортная продукция не может существовать отдельно от транспорта и в отличии от материальной продукции не может производиться в запас, поэтому если транспортные услуги не были предоставлены в заданный момент времени, это не может быть скомпенсировано их перевыполнением в другой момент времени;
- средства производства отрасли транспорта рассредоточены на большой территории (терминалы, станции), большая часть их находится в постоянном перемещении (подвижной состав транспорта).
- транспортная отрасль характеризуется динамичностью производственного процесса;
- на транспортную систему воздействует большое число случайных факторов.
Обозначенные специфические особенности транспортной отрасли обусловливают высокую сложность управления транспортной системой. А тесная взаимосвязь транспорта со всеми другими отраслями народного хозяйства подтверждает высокую актуальность внедрения эффективных технологий транспортной логистики.
Классификация транспорта
Выделяют две основные группы транспорта: транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль экономики, обслуживающая другие отрасли народного хозяйства и население. Его функция состоит в предоставлении услуг перевозки грузов и пассажиров за плату.
Транспорт общего пользования также называют магистральным транспортом, к нему в настоящее время относят железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из видов магистрального транспорта имеет свои преимущества и специфику.
- Железнодорожный транспорт − наиболее эффективный вид транспорта для перевозки массовых грузов на большие расстояния.
- Автомобильный транспорт обладает наибольшей эффективностью для мелкопартионных перевозок на короткие расстояния «от двери до двери», в составе схем смешанных перевозок, а также в сфере распределительной логистики.
- Водный транспорт (морской и речной) является древнейшим видом транспорта и сохраняет важную роль в логистике в современном мире (70 % всего мирового грузооборота), его основными преимуществами является низкая себестоимость и высокая производительность.
- Авиационный (воздушный) транспорт – самый быстрый вид транспорта, но и самый дорогой. Поэтому он используется в основном только для пассажирских перевозок на дальние расстояния, а также для доставки скоропортящейся продукции, особо ценных грузов, почты.
- Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние массовых жидких и газообразных продуктов по трубопроводам, при этом обеспечивая низкую себестоимость доставки данных грузов без перевалки в пути следования.
К транспорту необщего пользования относится:
- внутрипроизводственный транспорт (лифты, конвейеры, подъемники, погрузчики);
- ведомственный транспорт (транспортные средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным организациям);
- личный транспорт населения (легковые автомобили).