Понятие и элементы материально-технической базы транспорта
Материально-техническая база (МТБ) транспорта включает три основных элемента – пути, терминалы, подвижной состав.
Путь – это среда, по которой (или в которой) движется транспортное средство.
Выделяют различные виды путей:
- естественные (воздушные, водные);
- улучшенные (увеличенная глубина рек);
- искусственные (автомобильные дороги, железнодорожные и трамвайные пути).
Терминал – это специальное сооружение, которое обеспечивает доступ к подвижному составу и служит для выполнения функций:
- смена подвижного состава;
- смена вида транспорта (перевалка груза);
- погрузочно-разгрузочные работы;
- обслуживание подвижного состава (технический осмотр, ремонт);
- временное хранение груза;
- отстой подвижного состава;
- оформление документов;
- оказание транспортно-логистических услуг грузовладельцам.
Подвижной состав транспорта состоит из двух элементов: тяговые средства и грузовые средства.
Тяговое средство выполняет функцию обеспечения движения грузовых средств (тягачи, локомотивы). Грузовые средства предназначены для размещения перевозимых грузов.
Материально-техническая база железнодорожного транспорта
МТБ железнодорожного транспорта состоит из элементов:
- путь и путевое хозяйство;
- станционное хозяйство (в том числе товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство);
- подвижной состав (в том числе локомотивы и локомотивное хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство);
- хозяйство СЦБ и связи;
- хозяйство электроснабжения.
Выделяют следующие виды грузовых вагонов:
- крытые (для перевозки грузов, которые требуют защиты от атмосферных осадков);
- полувагоны (для перевозки навалочных грузов, не требующих защиты от осадков);
- вагоны-хопперы (разновидность полувагона для перевозки насыпных и навалочных грузов, выгружаемых самотеком);
- платформы (для перевозки крупногабаритных грузов и колесной техники);
- фитинговые-платформы (для перевозки универсальных контейнеров);
- цистерны;
- специализированные (для перевозки отдельных видов грузов - изотермические, цементовозы, кислотные цистерны и др);
- вагоны-транспортеры (для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов).
Каждый тип вагона характеризуется различными параметрами грузоподъемности, вместимости, массы тары вагона и др.
Материально-техническая база водного транспорта
МТБ водного транспорта включает:
- подвижной состав (флот);
- терминалы (морские, речные порты и пристани).
- Пути водного транспорта являются естественными или улучшенными.
Выделяют следующие основные виды грузовых судов:
- сухогрузные суда (для перевозки генеральных грузов);
- балкеры (для навалочных грузов);
- нефтеналивные суда (танкеры);
- рефрижераторные суда (для перевозки скоропортящейся продукции);
- ролкеры и паромы (для перевозки грузов, загружаемых накатом – колесная техника, транспортные средства).
Основными показателями, характеризующими суда, являются размеры судов, водоизмещение, грузовместимость, грузоподъемность, дедвейт.
Дедвейт – это полная грузоподъемность судна, помимо перевозимого груза учитывает вес топлива, продовольствия, дополнительных технических сооружений.
Материально-техническая база автомобильного транспорта
МТБ автомобильного транспорта следующая:
- транспортные средства (тягачи, автомобили, прицепы, полуприцепы);
- дороги;
- автозаправочные станции и депо.
Подвижной состав автотранспорта различается большим разнообразием и классифицируется по конструкции и роду перевозимого груза:
- крытые;
- тентованные;
- самосвалы;
- цистерны;
- платформы;
- рефрижераторы;
- и др.