Сущность лихтеровозных перевозок
Лихтеровозные (или лихтерные) перевозки – интермодальные грузовые перевозки с участием водного транспорта для грузоотправителей, расположенных на водных путях. Перевозка груза осуществляется в лихтерах, которые буксируются с причала к судну-лихтеровозу.
Основной элемент лихтеровозной системы – судно-лихтеровоз, которое используется для перевозки на борту крупных грузовых единиц – лихтеров.
Лихтер – грузовое безэкипажное несамоходное морское судно с водонепроницаемым люком, которое используется для перевозки грузов с использованием буксирных судов. Лихтеры также называют «плавучие контейнеры».
Сущность лихтероворзной технологии состоит в следующем: груз загружается в лихтеры, которые транспортируются с причала до судна при помощи буксира. Далее лихтеры при помощи механизмов, которыми оснащен лихтеровоз, поднимаются и расставляются на борту. По прибытию к порту назначения лихтеры сбрасываются на воду и аналогично транспортируются до причала с помощью буксиров.
Основное назначение лихтеровозной интермодальной технологии − развоз мелких партий грузов по морю в любую точку, даже на берег необорудованный причалами.
Технология лихтеровозной перевозки
Лихтеровозная интермодальная технология может быть реализована для следующих схем перевозки:
- речной порт отправления – море – речной порт назначения;
- морской порт – море – речной порт;
- речной порт – море – морской порт.
Технология лихтеровозной перевозки состоит из следующих операций:
- загрузка лихтера в пункте отправления груза (непосредственно в порту или на причалах грузоотправителей);
- подвод лихтеров к борту судна-лихтеровоза при помощи толкачей или рейдовых буксиров;
- подъем лихтеров на борт лихтеровоза;
- перевозка лихтеров на борту лихтеровоза по морскому участку пути;
- сброс лихтеров на воду в морском порту назначения либо вблизи устья реки;
- отвод лихтеров к местам выгрузки по реке или в морском порту;
- подъем на борт порожних лихтеров или загруженных в обратном направлении;
- разгрузка лихтеров в пунктах назначения.
Лихтеровозная технология перевозки позволяет реализовать следующие возможности:
- доставка грузов в мелководные необорудованные речные или морские причалы;
- перевозка и по мелководным рекам, и в межконтинентальном сообщении;
- перевозка по принципу «от двери до двери» (для грузовладельцев, находящихся на водных путях);
- выполнение перегрузочных работ без использования механизированного портового оборудования (что важно для небольших портов).
Преимуществами лихтеревозной системы является:
- сокращение времени и стоимости перегрузочных работ;
- повышение оборачиваемости лихтеровозов по сравнению с универсальными судами (за счет того, что судно не заходит в порт и не простаивает под грузовыми операциями);
- повышение производительности грузовых работ за счет использования укрупненных грузовых единиц – лихтеров.
Недостатками лихтеревозной системы является:
- высокие капиталовложения на строительство технических средств − лихтеровозов, лихтеров, буксиров-толкачей и др.
- низкие маневровые характеристики лихтеровозов, что может уменьшать скорость перевозки;
- неполное использование грузоподъемности судна лихтеровоза за счет собственного веса лихтеров;
- необходимость создания акватории для выполнения подъема и спуска лихтеров.