Понятие коносамента
Коносамент (англ. bill of lading, B/l, фр. connaissement) – это перевозочный документ морского транспорта, а также применяется при оформлении перевозок по мульти- и интермодальным технологиям.
Коносамент выполняет следующие функции:
- подтверждает принятие товара к перевозке;
- удостоверяет заключение договора морской перевозки (или договора фрахтования);
- товарораспорядительный документ.
Товарораспорядительная функция означает, что владелец коносамента наделен правом собственности на товар, что, по сути, делает коносамент ценной бумагой.
Коносамент составляется на английском языке в трех экземплярах: по экземпляру для грузоотправителя или его экспедитора, грузополучателя и судовладельца.
По коносаменту морская перевозка груза осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами (от 25 августа 1924 г.), если не применяется какое-либо другое государственное право.
Основанием для его выпуска являются погрузочный ордер и штурманская расписка.
Погрузочный ордер – это документ, сопровождающий груз при передаче его на борт судна, содержит сведенья о грузе, представляет собой письменное предложение заключить договор морской перевозки.
Штурманская расписка – это ордер, подтверждающий фактический прием груза на борт судна, подписывается капитаном. Если на штурманской расписке нет замечаний судовой администрации состоянию и количеству груза погруженного на борт, она обменивается на коносамент.
Виды коносаментов
Коносаменты классифицируются по различным основаниям.
В зависимости, от того, кто имеет право распоряжаться грузом:
- именной коносамент (Recta B/L) означает, что груз должен быть предоставлен конкретному получателю с указанием его наименования и адреса;
- ордерный коносамент (Order B/L) означает, что грузоотправитель может передать право распоряжаться грузом третьему лицу (например, своему экспедитору), для этого ордерный коносамент заверяется на обороте передаточной надписью (индоссаментом);
- коносамент на предъявителя (B/L to bearer) означает, что груз передается любому лицу, предъявившему коносамент.
В зависимости от формы организации морской перевозки:
- линейный коносамент (liner B/L) выпускается при перевозке груза на судне, которое следует с остановками в определенных портах по определенному расписанию;
- чартерный коносамент (chartered B/L) оформляется для трамповых морских перевозок, осуществляемых нерегулярно и не привязанных конкретным маршрутам и портам.
В зависимости от того, есть ли у судовладельца замечания к качеству и количеству принятого на борт груза:
- «чистый» коносамент (clean B/L) − это обозначение коносамента, на котором отсутствуют пометки администрации судна, это означает, что качество и количество принятого к перевозке товара, соответствует указанному в коносаменте;
- «не чистый» (claused B/L) коносамент – это обозначение коносамента с оговорками, он оформляется в том случае, когда судовладелец обнаружил какие-либо дефекты на таре или упаковке груза, несоответствия количества груза указанному в коносаменте или имеет замечания к качеству принятого груза.
В зависимости от технологии перевозки:
- прямой коносамент оформляется при морских перевозках от порта до порта;
- сквозной коносамент оформляется при перевозке, осуществляемой по мультимодальной (интермодальной) схеме, то есть с участием нескольких видов транспорта, при этом морская перевозка составляет только часть маршрута.
В зависимости от места приема груза к перевозке и выдачи коносамента:
- береговой коносамент (custody B/L) выдается отправителю в подтверждение приема груза на берегу, в этом случае при погрузке товара на борт судна, в коносаменте делается отметка о погрузке и указывается ее дата;
- бортовой коносамент (on board B/L) выдается после фактической погрузки товара на борт судна.