Фирменное обслуживание - это совокупность взаимосвязанных организационно-технических, инженерных и коммерческих операций, которые выполняются промышленными предприятиями для того, чтобы обеспечить высокий уровень стабильности, работоспособности и эффективности использования техники на протяжении всего срока эксплуатации.
Сущность фирменного обслуживания
Одним из главных факторов успешного преобразования исходных сырья и материалов на предприятии в готовую продукцию надлежащего качества является наличие и успешное функционирование объектов основных фондов. К таким, в частности, относятся производственные станки, оборудования, погрузочно-разгрузочные машины и другая техника.
Для того чтобы перечисленная техника стабильно работала на протяжении всего нормативного срока эксплуатации (причем с высокой эффективностью), предприятия выполняют в ее отношении ряд организационно-технических, инженерных и коммерческих операций. Комплекс указанных операций образует, так называемое, фирменное обслуживание.
Современные предприятия (прежде всего, промышленные) нуждаются в создании и постоянном развитии системы фирменного обслуживания. Это связано с тем, что в современных машинах широко внедряются сложные системы разнообразного оборудования. А это влечет за собой потребность в применении более современных форм и методов технического обслуживания и ремонта при участии предприятий-изготовителей.
Технология фирменного обслуживания
Фирменное обслуживание оборудования с технологической точки зрения должно осуществляться на системной основе. В соответствии с ней требуется выделение двух сфер: производства и эксплуатации.
В сфере производства система фирменного обслуживания должна включать предприятия-изготовителей полнокомплектной техники, заводы-изготовителей (поставщиков) комплектующих изделий (узлов, агрегатов, шасси и др.), научно-исследовательские институты, учебные заведения. При этом в сфере эксплуатации она должна быть представлена эксплуатационными и ремонтными предприятиями.
С представителями этих двух сфер взаимодействуют предприятия, которые выполняют функции по фирменному обслуживанию оборудования. Эти предприятия являются центральным звеном системы. Именно через них предприятия-изготовители поддерживают работоспособность машин и принимают меры по повышению их надежности.
Если по фирменному обслуживанию необходимо выполнить значительный объем услуг, то завод-изготовитель совместно с дилером (его представителем по продаже техники) или независимыми специализированными фирмами организуют региональные технические центры. К их функционированию могут быть привлечены производители комплектующих изделий, а также предприятия смежных отраслей.
Для того чтобы повысить эффективность эксплуатации техники, региональные технические центры в системе фирменного обслуживания машин взаимодействуют с эксплуатационными предприятиями. Это взаимодействие происходит через оказание таких услуг, как обеспечение запасными частями и комплектующими изделиями, проведение диагностики, технического обслуживания и ремонта и т. п.
Организация фирменного обслуживания
Организация фирменного обслуживания на промышленном предприятии основывается на соблюдении ряда принципов. Среди них основополагающим считается принцип полной ответственности производителей за работоспособность продукции в течение всего срока эксплуатации в любом регионе ее использования. Отсюда следует необходимость в следовании определенным положениям при формировании систем фирменного обслуживания.
В частности, именно производитель машин должен нести Ответственность за организацию технического обслуживания и сервиса машин, оборудования и других готовых изделий в течение всего периода их эксплуатации. Производитель, организуя контроль за системой технического обслуживания, не только избегает поступления на рынок дефектных товаров, но и быстро устраняет дефекты, которые выявляются в изделиях, уже поступивших в продажу.
Кроме того, важными факторами расширения сбыта являются техническое обслуживание и сервис. Обеспечить успешное продвижение материального потока до конечных потребителей можно за счет гарантий снабжения запасными частями и проведение ремонта. Следовательно, создание развернутой и хорошо организованной сети технического фирменного обслуживания - это обязательное условие успешного существования предприятия на современном рынке оборудования.
Система фирменного обслуживания производимой техники в большинстве случаев представлена следующими операциями:
- снабжение запасными частями;
- снабжение технической документацией;
- проведение ремонта;
- обучение персонала;
- оценка эффективности работы машин и оборудования;
- определение преимуществ и недостатков машин и оборудования;
- проведение модернизации и т. п.
При организации фирменного обслуживания не стоит забывать, что оно является важной статьей дохода предприятия. Инвестиции в производство запасных частей и в организацию послепродажного технического фирменного обслуживания оборудования могут принести прибыль, которая вдвое будет превышать прибыль от самого оборудования.
Таким образом, фирменное обслуживание машин у промышленных предприятий осуществляется по определенной технологии и в рамках конкретных организационных основ. Их наличие доказывает практическую значимость и распространенность данного вида деятельности в настоящее время среди действующих хозяйствующих субъектов. Фирменное обслуживание является важным условием обеспечения успешного доведения материального потока в современном хозяйстве от производителей до конечных потребителей.