Стратегическое планирование - это деятельность предприятия по разработке и принятию стратегии своего функционирования, в которой обосновываются и формулируются его миссия и цели долгосрочного развития, описываются выбранные пути их реализации.
Общие сведения о стратегическом планировании на предприятии
Важным моментом в начале некоторого нового значительного этапа жизнедеятельности любого предприятия является разработка и утверждение новой стратегии развития. Данная деятельность получила название стратегического планирования.
Стратегия предприятия представляет собой общее перспективное направление его развития, которое связанно с достижением его долгосрочных целей, что неразрывно связано с принятием управленческих решений. Стратегия многими предприятиями рассматривается в качестве инструмента реализации их миссии и целей. С формальной точки зрения стратегия - это локальный нормативный акт предприятия, который предписывает основные формы, способы, принципы, сроки, целевые показатели его деятельности в долгосрочной перспективе. Кроме того, именно на основе стратегии на предприятии формируется порядка распределения ресурсов между сферами его деятельности.
Суть стратегического планирования состоит, прежде всего, в анализе предприятием своих стратегических позиций на целевом рынке и в изучении факторов внутренней и внешней среды. На основе полученной информации предприятие приступает к разработке действий, которые должны привести его к достижению, удержанию, развитию и капитализации его конкурентных преимуществ.
Стратегическое планирование деятельности предприятий всех отраслей экономики осуществляется по алгоритму, который в основном включает следующие этапы: целеполагание, стратегический анализ, стратегический прогноз, обоснование стратегии, разработка бизнес-проектов.
Существует большое число вариантов общих стратегий предприятий. Все их разнообразие может быть сведено к трем основным типам:
- стратегия стабильности - предполагает поддержку текущих направлений деятельности предприятия;
- стратегия роста - предполагает расширение предприятия, что может быть реализовано через выход на новые рынки, поглощение конкурентов, создание совместных предприятий;
- стратегия сокращения - реализуется в случае наличии угроз для существования предприятия и может быть выражена в развороте (т.е. отказе от старых и поиске новых путей использования ресурсов, отделении (т. е. отказе от одного из видов бизнеса), ликвидации (т. е. продаже активов).
Особенности стратегического планирования в сфере транспорта
На практике зачастую одной из главных причин пребывания транспортной компании в кризисном состоянии является недооценка со стороны ее руководства роли стратегического планирования. Достаточно редко ими ставятся долгосрочные цели. Транспортные компании в меньшей мере используют базисные (фундаментальные) стратегии развития, а в большей степени – функциональные и деловые (конкурентные). Конкурентная стратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ. Функциональная стратегия включает действия по всем направлениям производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Стратегическое планирование деятельности транспортной компании находится под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, которые еще подразделяются на общие и специальные.
- общие внутренние факторы: характер системы управления, наличие конкурентоспособных факторов, возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, предпринимательские способности руководства предприятия.
- специальные внутренние факторы: затраты, своевременность, качество доставки грузов.
- общие внешние факторы: маркетинговая политика конкурентов, удаленность и платежеспособность клиентуры, налоговая система.
- специальные внешние факторы: соотношение тарифных показателей и технические характеристики транспортной услуги конкурентов, лицензирование, уровень тарифов, инвестиционная политика.
Кроме того, деятельность транспортных компаний имеет ряд специфических особенностей, что оказывает определенное влияние на процесс стратегического планирования. В частности, транспортные услуги выполняют коммуникационную функцию, из-за чего транспорт обладает высокой социально-экономической значимостью.
Особое внимание необходимо уделять рынку транспортных услуг, который характеризуется большой конкуренцией множества транспортных компаний. Это связано с работой государственных, муниципальных, ведомственных, частных, международных транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей.
Выполнение транспортных услуг связанно с повышенной степенью риска. Отсюда требуется страхование грузов и ответственности перевозчика.
Стратегические зоны освоения перевозок
Разработано несколько подходов к стратегическому планированию деятельности транспортной компании. Один из них предполагает выделение четырех стратегических зон освоения перевозок с учетом объемов спроса и доли на рынке транспортных услуг:
- большая стратегическая зона освоения - это массовые перевозки со стабильным спросом на них, большой долью на рынке и тенденцией к росту;
- доходная стратегическая зона освоения - это перевозки, которые занимают меньшую долю на рынке, но приносят большой доход;
- перспективная стратегическая зона освоения - это перевозки, которые занимают небольшую долю на рынке, но в будущем ожидается рост спроса на их;
- ограниченная стратегическая зона освоения - это перевозки, которые занимают небольшую долю на рынке, генерируют невысокий доход и обладают незначительными возможностями для будущего роста.
Для каждого предприятия содержание перечисленных зон будет индивидуальным. Оно обычно определяется регионом деятельности (северный, городской, аграрный, курортный и т. д.), макроэкономическими условиями (инфляция, налоги и т. д.), внешним окружением фирм (потенциальных клиентов) и другими факторами.