Стратегические решения - это действия высшего руководства предприятия по определению целей, задач и приоритетных направлений его деятельности в рамках долгосрочной перспективы.
Уровни управления цепями поставок
Управление цепями поставок осуществляется руководством предприятия сразу на нескольких уровнях, которые выделяются на основе таких признаков, как временной горизонт охвата, масштабность предполагаемых изменений, организационный уровень принятия управленческих решений и т.д. В зависимости от этого выделяют:
- Стратегический уровень управления - формулирование миссии и целей управления, составление планов и целевых программ и т.д.;
- Оперативный уровень управления - формирование технико-технологической базы, распоряжение финансовыми средствами, формирование кадрового состава и т.д.;
- Тактический уровень управления - составление планов-графиков, разработка заданий по производству и сбыту и т.д.
Следовательно, осуществление непосредственного управления цепями поставок компании начинается на стратегическом уровне. В связи с этим логистическим менеджерам необходимо ознакомиться с теоретическими основами принятия и выполнения решений касательно управления цепями поставок на стратегическом уровне.
Направления стратегических решений в управлении цепи поставок
Разработка и принятие стратегических решений в управлении цепями поставок считается сложным, всеобъемлющим и интегрированным видом распланировки, благодаря которой участники цепи поставок могут повысить ее конкурентоспособность. Именно через стратегические решения формируется связь между более абстрактными стратегиями (концепциями, видениями, миссиями) высшего уровня и детально проработанными операциями, которые выполняются в цепи поставок.
Как правило, стратегические решения в рамках управления цепями поставок компании принимаются по следующим направлениям:
- Минимизация логистических издержек;
- Повышение качества обслуживания потребителей и создание, тем самым, устойчивого и долгосрочного конкурентного преимущества;
- Гарантия быстрой доставки заказанной продукции;
- Гарантия услуг высшего качества;
- Предоставление специализированных услуг, выполняемых с учетом требований конкретного заказчика;
- Обеспечение гибкости объема предлагаемой продукции;
- Разработка самых современных технологий и их внедрение в хозяйственную деятельность;
- Обеспечение наиболее выгодного места расположения.
По умолчанию все компании стремятся осуществлять свою деятельность при реализации всех перечисленных направлений. Однако на самом деле этого достичь практически нереально. Поэтому компании вынуждены идти на компромиссы и концентрировать свои усилия на осуществление логистической стратегии отдельной направленности, выбранной исходя из наиболее важных для себя факторов. Поэтому фокус своей стратегии - это одно из ключевых стратегических решений, которые принимают менеджеры логистических служб.
Отсюда принимаемые стратегические решения в своей массе образуют две крупные группы. Первая группа (именуется "тощей" стратегией) ориентирована на управление затратами, т.е. на организацию более дешевого производства. Вторая группа (именуется динамичной стратегией) ориентирована на дифференциацию продукции, т.е. на выпуск продукции, которую потребители не могут получить у других поставщиков.
Решения "тощей" стратегии управления цепями поставок
Решения "тощей" стратегии принимаются с целью минимизации общих логистических издержек при обеспечении приемлемого уровня обслуживания потребителей. В основе "тощей" стратегии лежит подробный анализ текущих операций. После чего принимаются решения об отказе от операций, которые не добавляют ценности, являются сложными, требуют совершения большого числа перемещений, сопровождаются постоянными остановками. Еще возможно размещение мощностей предприятия ближе к потребителям, что позволит ему сэкономить средства на доставке продукции.
"Тощая" стратегия реализуется через соблюдение во время принятия стратегических решений ряда основополагающих принципов. Речь идет про принципы ценности, передачи ценности, потока ценности, «вытягивания», стремления к совершенству. Также важное значение имеет идентификация основных источников излишних логистических затрат. ими являются низкое качество, неправильный уровень производства, плохо отлаженный процесс, большие запасы, ненужные, длинные и неудобные перемещения.
Решения динамичной стратегии управления цепями поставок
Решения динамичной стратегии принимаются с целью обеспечения высокого качества обслуживания потребителей путем оперативного реагирования на появление новых или изменения прежних условий. Динамичная стратегия (в отличие от "тощей" логистики соблюдает требования современного рынка о большем разнообразии и о более индивидуальном подходе к потребителям.
В данном случае динамичность проявляется в скорости реагирования компании на внешние условия и ее способности корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных клиентов. И скорость, и способность находят выражение во времени принятия соответствующих стратегических решений и в их содержании.
Компании, которые придерживаются данной стратегии поведения, характеризуются:
- Стремлением добиться полного удовлетворения запросов клиентов;
- Точным выяснением желаний клиентов;
- Оперативным реагированием на изменения в запросах потребителей;
- Созданием удобного доступа потребителей к своей организации;
- Совершением послепродажных проверок;
- Сохранением контактов со своими потребителями (в целях подготовки будущих сделок) и др.
Принятие стратегических решений в подобном ключе обосновывается компаниями важностью наличия удовлетворенных потребителей.