Транспортный процесс - это последовательная совокупность взаимосвязанных операций, которые так или иначе направлены на осуществление перемещения одного или нескольких материальных объектов из одного места в другое путем эксплуатации соответствующих технических транспортных средств.
Транспортный процесс подвижным составом может организован различными способами. К настоящему времени эти способы обобщены в виде конкретных логистических схем. Для того чтобы определить, какая из указанных логистических схем характеризуется наибольшей эффективностью, стоит провести их сравнительных анализ.
Характеристика логистической схемы «Один-к-одному»
Логистическая схема «Один-к-одному» является базовой логистической схемой организации транспортного процесса подвижным составом. Данная схема предполагает однократное или многократное осуществление перевозки груза от одного и того же отправителя к одному и тому же получателю.
Логистическая схема «Один-к-одному» предполагает использование только одного вида маршрута, а именно - маятникового. Напомним, что маршрут движения подвижного состава представляет собой путь следования транспортного средства при выполнении пассажирских и грузовых перевозок. Маятниковый маршрут предполагает неоднократное повторение пути следования транспортного средства между двумя одними и теми же пунктами.
На данный момент выделяют несколько разновидностей маятникового маршрута:
- маршруты с обратным холостым пробегом, т.е. без груза (отношение пробега с грузом к общей длине маршрута равно 0,5);
- маршруты с обратным не полностью груженым пробегом (отношение пробега с грузом к общей длине маршрута равно значению, которое находится между 0,5 и 1);
- маршруты с обратным груженым пробегом (отношение пробега с грузом к общей длине маршрута равно 1).
Как правило, данная схема организации транспортного процесса является наиболее простой с точки зрения планирования. Это связано с тем, что для реализации этой схемы не нужно решать ни транспортную задачу, ни задачу маршрутизации.
Характеристика логистической схемы «Один-ко-многим»
Логистическая схема «Один-ко-многим» предполагает организацию транспортного процесса, в котором подвижной состав отправляется в путь только от одного субъекта, но в направлении сразу нескольких субъектов. Такая схема может использоваться распределительным центром, который занимается развозкой товаров между единицами сети розничных магазинов.
Данная логистическая схема кроме маятникового маршрута еще может реализовывать на практике кольцевые маршруты. Кольцевой маршрут представляет собой путь следования транспортного средства по замкнутому контуру, который соединяет несколько отправителей и (или) получателей.
Кольцевые маршруты могут быть осуществлены в виде нескольких разновидностей:
- развозочные маршруты - данные маршруты предполагают, что при движении подвижного состава производится постепенная выгрузка груза;
- сборные маршруты - данные маршруты предполагают, что при движении подвижного состава производится постепенная погрузка груза;
- сборно-развозочные маршруты - данные маршруты предполагают одновременное выполнение погрузки и выгрузки грузов.
Здесь необходимо решить задачу маршрутизации, которая в свой состав включает следующие задачи:
- Задача «увязки» ездок, если между отправителями и получателями груза перевозка осуществляется только по маятниковым маршрутам.
- Задача коммивояжера, если между отправителями и получателями груза перевозка осуществляется только по кольцевым маршрутам.
- Задачи двух указанных выше типов, если при организации транспортного процесса используются как маятниковые, так и кольцевые маршруты.
Таким образом, транспортный процесс по схеме «Один-ко-многим» может быть организован различными способами. Данное многообразие вызывает дополнительные сложности для тех лиц, которые занимаются планированием и организацией транспортировки.
Характеристика логистической схемы «Многие-ко-многим»
Логистическая схема организации транспортного процесса подвижным составом «Многие-ко-многим» может быть реализована на практике только при помощи разновидностей кольцевых маршрутов, т. е. в данном случае маятниковые маршруты не могут быть использованы.
При организации движения по логистической схеме «Многие-ко-многим» на первом этапе необходимо решить транспортную задачу. На втором этапе участники транспортного процесса переходят к решению задачи маршрутизации. Стоит отметить, что качественное решение указанных задач может быть получено только после многократных повторений процедур коррекции и поиска, что при большой размерности задач значительно увеличит время решения.
В качестве примера применения логистической схемы организации транспортного средства «Многие-ко-многим» можно привести лесозаготовительные предприятия. Особенности их операционной хозяйственной деятельности предполагают необходимость многократных перевозок грузов между различными субъектами, задействованными в процессе заготовки материалов из древесины.
Важно отметить, что логистическая схема «Многие-ко-многим» распространяется, помимо всего прочего, на одного поставщика, но с неоднородным парком подвижного состава. Если грузопоток постоянен, то лучше провести закрепление поставщиков за потребителями в схеме «Многие-ко-многим», а транспортных средств - за пунктами потребления в схеме «Один-ко-многим».
Таким образом, транспортный процесс подвижным составом может быть организован в соответствии с различными логистическими схемами. Выбор между ними обуславливается, прежде всего, тем, с какой регулярностью и в каких масштабах требуется транспортировка, что во многом определяется спецификой конкретной сферы народного хозяйства.