Понятие SCM
SCM (англ. Supply Chain Management – Управление цепями поставок) – это логистическая концепция, основанная на интегрированном управлении логистическими бизнес-процессами на всех этапах снабжения и товародвижения на основе обработки оперативной информации о движении материального потока.
Термин SCM (Supply Chain Management) был предложен в начале 80-х годов в США и с тех пор получил широкое распространение в практике бизнеса.
Американские ученые Дж. Сток и Д. Ламберт дают следующее определение термина: управление цепями поставок – это интеграция ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного потребителя готовой продукции и охватывающих всех поставщиков товаров и услуг, которые добавляют ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.
При этом, ученые указывают на интеграцию следующих восьми бизнес-процессов:
- управление взаимоотношениями с потребителем;
- управление спросом;
- обслуживание потребителей;
- управление заказами;
- поддержка процессов производства;
- управление снабжением производства;
- управление процессом проектирования продукции и доведением ее до коммерческого использования;
- управления возвратными потоками.
На базе концепции разработаны прикладные информационные логистические технологии (SCM-системы), предназначенные для автоматизации процессов управления на всех этапах снабжения и товародвижения на предприятии.
Программный модуль SCM включается в состав современных продвинутых корпоративных систем управления, таких как ERPII/SCRP.
В составе таких SCM-систем как правило существует два модуля:
- планирование цепей поставок (от англ. supply chain planning), включающий решения по формированию календарных графиков, алгоритмы для совместной разработки планов и прогнозов, моделированию различных ситуаций, проектированию сети поставок и др.
- исполнение цепей поставок (от англ. supply chain execution), выполняющий отслеживание и контроль выполнения логистических процессов, таких как транспортировка, складирование, комплектование заказа и др.
Понятие цепей поставок и их виды
Существует два подхода к понятию цепи поставок: процессный и объектный.
Цепь поставок с позиции процессного подхода – это упорядоченная последовательность процессов и потоков, которые возникают между различными звеньями логистической цепи и интегрируются для удовлетворения потребностей конечного пользователя.
Цепь поставок с позиции объектного подхода – это множество предприятий промышленности, торговых, транспортных и посреднических организаций, взаимодействующих при управлении материальными и сопутствующими потоками от поставщиков исходного сырья до конечных потребителей товара.
В зависимости от уровня сложности различают следующие виды цепей поставок: прямая (простая), расширенная и максимальная цепь поставок. Прямая цепь поставок включает три элемента: фокусная компания, ее потребитель и непосредственный поставщик (рис. 1).
Фокусная компания - это центральная компания в цепи поставок, как правило, производственное предприятие, которое обуславливает структуру цепи поставок и организует управление взаимоотношениями с поставщиками и потребителями.
Расширенная цепь поставок помимо фокусной компании, ее поставщика и потребителя, включает также поставщиков и потребителей второго уровня. Пример такой цепи приведен на рис. 2.
Максимальная цепь поставок объединяет фокусную компанию, всех ее поставщиков (вплоть до поставщиков сырья и природных ресурсов) и сеть распределения (вплоть до конечных потребителей), а также логистических, торговых и прочих посредников. Пример такой цепи приведен на рис. 3.
Таким образом, цепь поставок − это упорядоченная последовательность поставщиков и потребителей.