Северный морской путь - это самый короткий морской путь, которым друг с другом соединяются Европейская часть России и Дальний Восток.
Основные сведения о Северном морском пути
Россия является крупнейшей по площади территории страной в мире. Это обстоятельство обуславливает наличие у нее сразу нескольких важных с международной точки зрения транспортных коммуникаций. Одной из таких коммуникаций является Северный морской путь.
Северный морской путь представляет собой исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию России в Арктике. Его географическое положение таково, что именно через него Европейская часть России и Дальний Восток соединены друг с другом кратчайшим морским путем.
Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана, а именно - по Карскому, морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому. Конечными пунктами Северного морского пути считаются Карские Ворота на западе и бухта Провидения на востоке. Расстояние между ними составляет порядка 5600 километров.
Использование и развитие Северного морского пути
В настоящее время Северный морской путь активно используется Россией в транспортно-логистических целях. В число главных пользователей Северного морского пути в России в настоящее время входят такие субъекты, как «Норильский никель», «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Росшельф», Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ.
В последние несколько лет существенно выросли объемы перевозок по Северному морскому пути. Так, в 2021 году объем составил 34,8 миллионов тонн грузов. Основными составляющими грузопотока через Северный морской путь на сегодняшний день являются следующие аспекты:
- транзитные грузы;
- обслуживание добычи полезных ископаемых;
- северный завоз для 20 миллионов человек на Крайнем Севере.
В 2022 году Правительством РФ был принят план развития Северского морского пути на период до 2035 года. Этот плановый документ включал в себя более 150 мероприятий, которые образовали пять ключевых разделов:
- грузовая база;
- транспортная инфраструктура;
- грузовой и ледокольный флот;
- безопасность судоходства по северскому морскому пути;
- управление и развитие судоходства по Северскому морскому пути.
Предполагается, что основным грузом на Северном морском пути станет сжиженный природный газ с российских проектов, производство которого в Арктике в ближайшие 10 лет кратно увеличится. Оставшаяся доля грузоперевозок по Северному морскому пути должна достаться нефти.
Не стоит забывать и про транзитные возможности Северного морского пути. Данная транспортная коммуникация имеет несколько существенных конкурентных преимуществ перед аналогичными морскими артериями мира. В частности, Северный морской путь позволяет перевозчикам сэкономить на топливе из-за прохождения меньшего расстояния, продолжительность рейса уменьшается и сокращаются расходы на оплату труда и фрахт судна. Кроме того, отсутствует платеж за проход судна, очереди и риск нападения пиратов.
Опорной базой для развития Северного морского пути в период до 2035 года будет глубоководный район морского порта Архангельск. Его строительство только ожидается. В данный момент на протяжении всего Северного морского пути работает только два глубоководных порта — Сабетта и Мурманск. В связи с этим весь заявляемый перспективный грузопоток по Северному морскому пути полностью переработан быть не может.
Логистические проблемы Северного морского пути
Главным риском, с которым могут столкнуться пользователи Северного морского пути (грузоперевозчики), является достаточно непредсказуемая ледовая обстановка в акватории океана. Наличие льдов приводит к тому, что ограничиваются размеры допускаемых судов (максимальная ширина - 30 метров, что соответствует ширине ледоколов). Из-за мелкой воды на маршруте между арктическими островами российских территориальных вод осадка не может превышать 12,5 метров.
Лед также оказывает большое влияние на скорость движение судов и их безопасность. Дрейф льдов уменьшает скорость судов, которые вынуждены двигаться аккуратно, избегая их.
Нужно сказать, что Северный морской путь характеризуется низкой навигационной безопасностью, ограниченным сроком навигации, предъявлением требований к наличию обеспечивающих судов. Береговая инфраструктура в основной массе предоставляет перевозчикам не самые благоприятные условия. А поисково-спасательные возможности в районе Северного Ледовитого океана считаются низкими.
Это все обуславливает высокие требования к подготовке экипажа, наличие у него высоких физических, психологических и профессиональных характеристик.
Использование Северного морского пути сопровождается проблемой безопасности грузовых перевозок. Причина этого заключается в том, что в данном районе отсутствуют точные гидрографические данные, гидрометеорологические прогнозы характеризуются по большей частью слабым качеством, а навигационное обеспечение страдает несовершенством.
Еще нужно сказать, что в полярных областях выше 70—75 градусов северной широты не работает ни один из действующих операторов спутниковой связи, а в полярных широтах в силу высокой геомагнитной активности часто отмечаются сбои в работе навигационных систем.
Таким образом, Северный морской путь можно назвать полноценной транспортно-логистической системой. Она имеет огромный потенциал для использования грузоперевозчиками, т. е. непосредственными участниками логистической деятельности. Однако полная реализация данного потенциала станет возможной после комплексного решения проблем, которые были раскрыты выше и не дают хозяйствующим субъектам получить преимущества на сокращении логистических расходов.