Международная логистика - это управление логистическими потоками, которые пересекают государственные границы.
Международная логистика
В эпоху глобализации мировой экономики успешное развитие практически всех предприятий так или иначе связано с его выходом на внешние (мировые) рынки. Однако приступать к осуществлению международных операций стоит при достижении определенных конкурентных преимуществ. Одним из способов этого является формирование эффективной логистической системы. Поэтому в настоящее время широкое распространение получает концепция международной логистики.
Международная логистика представляет собой деятельность по управлению (включая планирование, организацию, контроль и др.) логистическими (материальными, финансовыми, информационными и др.) потоками, которые пересекают границы государств. Это значит, что в логистической цепи поставок присутствуют предприятия, которые являются представителями (резидентами) разных государств.
Кроме традиционных субъектов логистической деятельности, в международной логистике принимают участие новые лица:
- экспортеры, т. е. продавцы продукции за рубеж;
- импортеры, т. е. покупатели иностранной продукции;
- таможенные органы, т. е. органы государственной власти, которые регулируют перемещение продукции через государственную (таможенную) границу.
Условия международной логистической деятельности более сложные, чем на внутренних рынках. Поэтому характерной особенностью международной логистики являются большие логистические затраты: они составляют около 25-35 % стоимости экспортно-импортной продукции. В то же время у товаров, которые продаются на внутреннем рынке, лишь 8-10 % стоимости образовано за счет логистических затрат.
Получить представление о международной логистике можно благодаря следующему перечню ее особенностей:
- более высокие логистические затраты компенсируются за счет значительных объемов заказов;
- у многих предприятий отсутствует достаточный опыт работы в области международной логистики;
- международные рынки характеризуются более широкими колебаниями спроса и большей степенью неопределенности;
- в логистическом процессе задействуется большое число дополнительных посредников (например, таможенных брокеров, фрахтовых агентов и т. п.);
- логистический цикл имеет большую продолжительность;
- процесс коммуникации между предприятиями и потребителями продукции затруднен;
- участника международной логистики необходимо создавать большие объемы запасов;
- существует разнообразие сложно заполняемой международной транспортной документации и др.
Процесс регионализации международной логистики
Общемировое экономическое развитие и научно-технический прогресс способствуют, помимо прочего, развитию международной логистики. Она развивается в нескольких направлениях, одно из которых можно обозначить таким понятием, как регионализация.
Регионализация международной логистики представляет собой процесс формирования и развития межгосударственных экономических объединений на основе близости ряда факторов. В качестве таких факторов, которые усиливают тенденцию глобализации, выступают следующие явления:
- сходство политических систем и одинаковый уровень экономического развития государств, которые образуют один регион;
- близость социального уклада жизни, традиций, исторических корней;
- миграция населения;
- создание и использование единых источников энергии, сырьевых ресурсов;
- создание и использование единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры;
- создание и использование единых телекоммуникаций;
- отсутствие таможенных и торговых барьеров.
Региональные особенности международной логистики в наибольшей степени проявляются в отношении тех стран, которые располагаются в непосредственной близости друг от друга. В частности, эти страны имеют общие границы в определенной географической зоне.
На данный момент известно большое число примеров успешных макрологистических региональных структур и систем. В данном контексте уместно упомянуть страны Европейского союза, США и Канаду, страны Юго-Восточной Азии и др.
Самым успешным примером учета фактора регионализации международной логистики до сих пор считается создание интегрированного Европейского рынка, который включает в себя более 320 миллионов потребителей. Основными принципами его функционирования является снятие торговых барьеров между странами - членами ЕС и упрощение свободного движения товаров, услуг, капитала, а также людей.
На международную логистику наибольшее воздействие оказывают три изменения, которые предусмотрены концепцией Единого Европейского рынка:
- Упрощение процедур документального оформления грузов посредством использования единого административного документа (SAD), благодаря чему сокращаются затраты времени при пересечении государственных границ.
- Уменьшение числа таможенных формальностей в отношении грузов, которые следуют транзитом в другие страны.
- Упрощение процесса перемещения груза между странами позволяет трансформировать европейские логистические цепи производства и распределения в единую, компактную международную цепь, которая требует меньшего количества технологического оборудования.
Регионализация международной логистики также происходит на постсоветском пространстве. Ознаменованием этого стал запуск с начала 2015 года Евразийского экономического союза. Он предусматривает ликвидацию таможенных границ и таможенных барьеров, обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства. Все это непосредственно способствует развитию логистического потенциала и созданию новых возможностей для его полной реализации.