Роль транспорта в логистике
Транспорт в логистике выступает как отрасль материального производства, он связывает экономические районы, предприятия и покупателей, участвует в воспроизводстве материальных благ – с его помощью готовая продукция перемещается из сферы производства в сферу потребления.
Спрос на транспортные услуги рождает процесс логистического планирования касательно вида транспорта, его размеров, маршрутов, тарифов.
Для организации транспортировки продукции необходимо изучить особенности транспортируемой продукции, провести анализ маршрутов движения автотранспорта и осуществить расчет показателей выполненной работы.
Отличие транспортной отрасли от других отраслей материального производства:
- Отсутствие вещественной формы у продукции (в транспортировке продукцией является полезный эффект от перемещения товара/ресурса/материала из пункта «А» в пункт «Б»), при ее материальном характере (идет трата материальных средств – изнашивается подвижной состав и средства обслуживания, используется рабочая сила);
- Отсутствие вещественной формы способствует невозможности ее накопления на складе (в перевозках необходимо обеспечение резервов пропускной и проводной способности независимо от условий);
- Транспортная продукция приводит к появлению дополнительных издержек обращения (транспортные издержки на перемещение промышленной продукции).
От корректности разработанных маршрутов и составленных графиков доставки товара зависят ключевые показатели – стоимость и качество транспортной продукции.
Транспортное перемещение является товаром, который продается и покупается, то есть характеризуется потребительской (возможность удовлетворить потребность в перевозке) и покупательской (затраты транспортного предприятия в совокупности с уплачиваемыми покупателями тарифами и ставкам) стоимости. Уровень затрат зависит, в том числе, и от выбранного маршрута доставки.
Качество транспортной продукции – показатель, характеризующий своевременность доставки в требуемом количестве. Согласованный график доставки организовывает всех участников логистической цепи и является качественным инструментом.
Автомобильный транспорт и виды автомобильных перевозок
Подвижной состав (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортное предприятие, автомобильные дороги являются элементами материально-технической базы автомобильного транспорта. Эксплуатационно-технические качества (габариты и масса, проходимость, устойчивость, маневренность, подвижность, динамика, экономичность) и условия эксплуатации подвижного состава определяют необходимость их использования. Эффективность использования подвижного состава измеряется в его себестоимости, производительности, энергоемкости.
Автомобильные перевозки делятся на группы в зависимости от ряда признаков:
- Отраслевой признак – перевозка промышленных, строительных, сельскохозяйственных, торговых, почтовых грузов;
- Размер партии груза – массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза;
- Территориальный признак – перевозки в рамках города, пригорода, внутри района, из одного района в другой, из одного города в другой;
- Способ выполнения перевозки: местная перевозка (участвует одно автотранспортное предприятие), перевозка прямого сообщения (при участии нескольких автотранспортных организаций), смешанное сообщение (перевозка несколькими видами транспорта, например, комбинированная – передача груза из одного транспорта в другой без перегрузки);
- Период перевозки – постоянная (в течение всего года), сезонная (в определенное время года), временная (эпизодически);
- Организационный признак – централизованные (предприятие организует доставку и осуществляют этот процесс сами) и децентрализованные (процесс организовывается грузополучателем).
Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом
Путь следования автомобиля при выполнении перевозок называется маршрутом. Способ организации маршрута по доставке груза со склада поставщика на склад потребителя называется маршрутизацией перевозки.
Маршрутизация позволяет сократить простой автомобилей, способствует определению оптимального объема перевозок и количества автомобилей, повышению производительности автомобилей за счет сокращения одновременного поступления транспортных средств на склад. Создание маршрутов, определение сроков поставки и их соблюдение сокращает производственные запасы.
Маршрут характеризуется длиной – расстоянием, проходимым автомобилем от начала до конца маршрута, а также оборотом – законченным циклом движения от начала до конца маршрута.
Маршруты бывают:
- Маятниковые (когда маршрут следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется);
- Кольцевые (маршрут по замкнутому контуру, соединяющий несколько потребителей либо поставщиков). Кольцевой маршрут может быть развозочным (загрузка продукции у одного поставщика и развоз ее нескольким потребителям), сборным (получение продукции у нескольких поставщиков и доставка одному потребителю), сборно-развозочным (комбинация первых двух типов маршрутов).
Одна из задач логистики заключается в разработке стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и предприятий. Стратегия заключается в расчете рационального маршрута перевозки и составлении оптимальных графиков (расписаний) доставки продукции потребителю. Возможные варианты организации: маятниковый маршрут с обратным порожним пробегом или развозочный маршрут при перевозке мелкопартионных грузов. Для планирования работы автомобилей по маятниковому маршруту последний пункт разгрузки автомобиля должен быть как можно ближе к автохозяйству, это обеспечит минимум пробега без груза.
Логистическая система может прикрепить поставщика к потребителю, разместив склады в различных экономических районах.