Автоперевозка - это процесс транспортировки грузов, пассажиров и их багажа из места отправления в место назначения путем использования автомобилей и других средств автомобильного транспорта.
Автоматизированная маршрутизация автоперевозок
Важным параметром, по которому оценивают эффективности автоперевозки, является ее маршрут. Именно от того, какой именно маршрут построен, зависит время, необходимое для проведения перевозки, уровень ее безопасности, объем необходимого топлива и др.
Построение маршрута, т. е. маршрутизация является задачей, которая имеет множество вариантов решения. Ручное решение этой задачи требует большого количества времени и сотрудников, обладающих знаниями как о местности, так и о возможностях автотранспорта. В связи с этим в настоящее время решение этой задачи пытаются переложить на специализированные автоматизированные системы.
Системы автоматизированной маршрутизации автоперевозок функционируют на основе, так называемых, геоинформационных систем. Они представляют собой карты дорожной сети, на которых указана средняя скорость, ограничения движения и другие дорожные параметры. Системы автоматизированной маршрутизации должны проложить и утвердить оптимальный (с точки зрения минимального расстояния или минимального времени доставки) маршрут доставки груза до клиента, а также определить зоны доставки в привязке к целевому уровню сервиса.
Системы автоматизированной маршрутизации автоперевозок привлекательны, в первую очередь, быстротой их внедрения и отсутствием необходимости в больших затратах на приобретение специального программного обеспечения. По этой причине данные системы доступны даже для компаний, которые располагают незначительным парком собственного грузового транспорта. Однако после внедрения автоматизированных систем данного типа большая часть расходов будет связана с расходами на приобретение у разработчика актуальных картографических материалов, необходимых для функционирования систем маршрутизации.
Стоит сказать, что системы автоматизированной маршрутизации автоперевозок в большинстве своем могут применяться только для планирования маршрутов в одну сторону, т. е. использование тех же самых транспортных средств под обратную загрузку или «закольцовку», многократную погрузку-разгрузку в ходе маршрута становится фактически невозможным. Кроме того, еще не все системы оснащены технологиями, которые позволяют автоматически планировать маршруты предстоящих автоперевозок посредством мониторинга «в реальном времени».
Автоматизированный мониторинг автоперевозок
На сегодняшний день разработано и внедрено в практику довольно большое количество различных систем мониторинга автоперевозок. Комплексный мониторинг автоперевозок реализуется средствами интегрированных информационных систем вместе с технологиями слежения и идентификации. Автоматизированный мониторинг делает возможным оперативное управление ключевыми процессами на основе информационного взаимодействия контрагентов цепи поставок.
Автоматизированный мониторинг автоперевозок осуществляется при помощи таких средств, как спутниковые системы, сеть Интернет, сотовые сети мобильной телефонии, индивидуальные индикаторы, бортовые приборы, радиоэлектронные и оптические средства и технологии идентификации. Кроме того, в рамках подобного мониторинга находят применение технологии электронного документооборота, электронные замки-печати, штрих-коды, электронные средства генерации предупреждений об опасности.
Простейший вариант системы автоматизированного мониторинга применительно к одному автотранспортному средству включает в свой состав следующие средства:
- бортовой спутниковый навигационный приемник, который в реальном масштабе времен определяет текущие координаты автотранспорта;
- бортовое связное радиооборудование;
- компьютерное и связное оборудование диспетчерского пункта, который выводит на экраны дисплеев цифровую карту местности и текущее положение отслеживаемого автотранспорта;
- связная радиолиния, которая способствует поддержанию двусторонней связи между автотранспортом и диспетчерским пунктом и соответствующему обмену информации (прежде всего, о текущих координатах автотранспорта).
Автоматизированный мониторинг обеспечивает необходимый уровень качества и надежности автоперевозок. Это, в частности, проявляется в следующих аспектах перевозочного процесса:
- подтверждение доставки и оплаты транспортных услуг;
- оперативное определение и информирование по запросу о местоположении и состоянии объектов (транспортных средств, контейнеров, паллет, коробок);
- диспетчеризация и навигация автоперевозок (причем не только на трассе маршрута, но и на складе, на терминале);
- оптимизация автоперевозок за счет минимизации холостых пробегов автотранспорта и его простоев на терминалах и пограничных переходах;
- обеспечение исполнения контрактов и графиков поставок за счет своевременных и верных корректировок, которые обусловлены логистическими рисками;
- контроль за соблюдением требований к качеству транспортировки и выполнения работ по погрузке и разгрузке;
- сокращение времени, затрачиваемого на выполнение учетных складских и дистрибутивных операций, благодаря использованию портативных мобильных средств сбора данных;
- обеспечение надлежащего уровня безопасности при выполнении транспортных операциях в результате беспроводного дистанционного контроля, в основе которого лежат интеллектуальные автоматические средства идентификации прохождения заданного маршрута, скорости движения, содержимого и состояния транспортных средств и грузовых единиц.