Сбыт - это основная логистическая функция, которая заключается в продаже готовой продукции на рынке и в ее доставке покупателю.
Сбытовая деятельность и ее издержки
Выполнение совокупности взаимосвязанных организационных, плановых и оперативно-управленческих мероприятий, которые связаны с поставкой, реализацией и продвижением готовой продукции от поставщика к потребителю, называется сбытом. Сбыт составляет одну из основных логистических функций наравне со снабжением и производством.
На данном этапе развития рыночной деятельности в рамках сбытовой деятельности предприятий должно быть обеспечено высокое качество поставок продукции клиентам в плане своевременности, ритмичности, комплексности и ассортимента. Желаемым результатом сбытовой деятельности для предприятия является обеспечение входящего потока денежных средств максимально возможного объема.
В частности, поступления денежных средств должны быть такими, чтобы, как минимум, возместить издержки, которые возникли у предприятия в связи с производством и реализацией продукции. Так, в процессе сбыта товара или услуги у предприятия появляются издержки следующего рода:
- оплата услуг сторонних организаций по маркетингу (за проведение анализа рынков сбыта, конкурентоспособности выпускаемой продукции и др.), по кредитованию, по осуществлению торгово-комиссионных и расчетно-кассовых операций и т. п.;
- расходы на рекламу (на разработку и издание рекламных изделий, на их распространение, на проведение рекламных мероприятий, на наружную рекламу, на оформление витрин, на участие в выставках и ярмарках и др.);
- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции, а также на совершение других операций, которые направлены на обеспечение сохранности грузов при перевозке;
- расходы на погрузку и транспортировку продукции (в том числе, оплата услуг, предоставляемых специализированными транспортно-экспедиционными организациями);
- прочие расходы по сбыту (например, содержание и амортизация используемых в процессе сбыта основных средств и др.).
Стоит отметить, что расходы по сбыту имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения.
Снижение издержек в процессе сбыта товаров или услуг
Естественным стремлением каждого предприятия является снижение всевозможных издержек - это приведет к увеличению извлекаемой прибыли, что является главной целью предприятия. На снижение направлены, помимо прочего, издержки, которые возникают в процессе сбыта товара или услуги.
Расходы по сбыту воспринимаются в качестве одного из важнейших показателей оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия. Анализируя данные по издержкам сбытовой деятельности, можно дать оценку эффективности и качеству работы предприятия. Оптимизации издержек, которые имеют место в процессе сбыта товаров, уделяется большое внимание, поскольку соблюдение режима экономии, рост производительности труда, сокращение потерь и непроизводственных расходов приводят к повышению рентабельности.
Перед тем, как предлагать и реализовывать пути снижения издержек в процессе сбыта товаров или услуг, их необходимо тщательно изучить. Этого можно добиться посредством проведения соответствующего анализа. На данный момент наибольшее распространение получили следующие методы анализа издержек:
- бенчмаркинг структуры издержек (или, по-другому, стратегический анализ издержек);
- стоимостной анализ, который основан на изучении элементов издержек;
- функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов клиентов и определении возможностей их стандартизации.
Многие пути снижения издержек в процессе сбыта товаров или услуг могут быть применимы большинством действующих предприятий независимо от сферы их специализации и основного региона ведения их деятельности.
По итогам анализа и пересмотра цепей поставок предприятие может выявить и сократить те виды деятельности (речь идет про процедуры, работы, операции), которые не создают добавленной ценности. Это освободить часть ресурсов, которые могут быть направлены на более производительные участки работы.
Предприятиям рекомендуют оказывать содействие покупателям и другим контрагентам в достижении более низкого уровня затрат. Оно может принимать формы семинаров и программ развития бизнеса. В результате подобных мероприятий снизятся как их непосредственные затраты, так и издержки, которые вызваны трансакционным взаимодействием в процессе сбыта продукции. Кроме того, улучшение координации деятельности предприятия с другими участниками логистической цепи, например, в области своевременной доставки готовой продукции, тоже может привести к снижению сбытовых издержек.
На сегодняшний день высокую эффективность демонстрирует, так называемая, прямая и обратная интеграция. С ее помощью может быть обеспечен контроль над общими затратами предприятия, в том числе, в сфере сбыта. Благодаря этому рост затрат в одном звене логистической цепи может быть компенсирован за счет сокращения затрат в другом звене.
Достаточно банальная, но от этого не менее эффективная мера для снижения издержек предприятия в процессе сбыта продукции заключается в поиске более дешевых заменителей ресурсов, используемых для организации сбыта, а также более дешевых услуг организаций, привлекаемых со стороны. При этом есть большая вероятность снижения качества продукции, реализуемой предприятием, и качества его сервисного обслуживания.
Таким образом, деятельность предприятия по сбыту товаров или услуг вызывает определенные издержки. Их снижение является одной из приоритетных задач для предприятия, решение которой может быть найдено множеством различных путей.