Транснациональная компания - это коммерческая организация, которая располагает сетью производственных подразделений, расположенных в нескольких странах мира, и ориентирована на ведение хозяйственной деятельности на многих мировых рынках закупки и сбыта.
Характеристика транснациональной компании
В современных условиях развитие мировой экономики во многом определяет глобализация. Одни из ее последствий заключаются в международной экономической интеграции и интернационализации бизнеса, основой чего является развитие глубоких устойчивых взаимосвязей между национальными хозяйствами и разделение труда между ними.
Глобализация мирового хозяйства, помимо прочего, была оформлена в виде транснациональных компаний (ТНК). Таким термином обозначают коммерческие организации, которые созданы на основе объединения капиталов и активов крупных национальных компаний, т. е. транснациональная компания владеет несколькими производственными и прочими подразделениями, которые расположены в нескольких странах мира. Соответственно, в транснациональной компании работают граждане нескольких государств.
Поставщики и заказчики транснациональной компании тоже находятся в разных странах мира. Еще одним признаком транснациональной компании считается тот факт, что ее собственники одновременно являются резидентами различных стран.
Таким образом, транснациональная компания базируется на объективном процессе централизации и концентрации производства и капитала, в рамках которого национально идентифицированное предприятие, чтобы увеличить прибыль и рентабельность, переносит свою производственно-хозяйственную деятельность за государственные границы.
Логистическая деятельность транснациональных компаний
В рамках транснациональных компаний функционируют логистические системы. Их функционирование заключается в управлении (планировании, организации, контроле) движением материального, финансового, информационного и других логистических потоков. Особенностью логистики транснациональных компаний является пересечение логистическими потоками национальных границ от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени.
На международном уровне в логистических процессах принимают участие такие лица, как поставщик экспортера, экспортер продукции, посредническая компания (например, перевозчик), импортер продукции, конечный потребитель. Отношения между этими участниками, среди которых имеются транснациональные компании, регулируются международным законодательством, обычаями делового оборота, а неурегулированные отношения - национальным законодательством в пределах одной страны.
В деятельности транснациональных компаний логистический подход применяется в такой форме, как замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство этих товаров дочерними предприятиями в зарубежных странах с последующей реализацией там же или в третьих странах. Этот логистический маневр транснациональных компаний в основном объясняется следующими обстоятельствами:
- использование рабочей силы с более низкой заработной платой;
- обязанность уплаты меньших налоговых платежей;
- желание обойти таможенные и другие законодательные барьеры;
- возможность приближения производства к конечному потребителю и т. д.
Ещё одна важная группа логистических операций транснациональной компании связана с использованием специалистов из стран базирования заграничных дочерних компаний. Это во многом обусловлено повышением самостоятельности дочерних компаний в условиях децентрализации управления в транснациональных компаниях. Управление начинает организовываться по географическим регионам и отдельным странам мира. Поэтому целесообразно привлекать тех специалистов, которые лучше знают национальные особенности страны.
Основные направления повышения эффективности логистических систем
Эффективность логистической системы является значимым фактором общей экономической эффективности транснациональной компании. Поэтому она вынуждена решать задачу по повышению эффективности логистической системы.
Эксперты заявляют о том, что указанная задача должна решаться комплексно. Это означает необходимость принятия руководством транснациональной компании мер сразу в нескольких различных областях логистики, которые обозначают соответствующие направления повышения эффективности логистической системы:
- Управление запасами: оптимизация стоимости производственных запасов относительно всей производственной системы транснациональной компании; формирование производственных запасов в таком размере, который обеспечивает ритмичность производства; формирование запасов готовой продукции в таком размере, который позволяет быстро реагировать на изменения потребительского спроса.
- Транспортировка: использование данных о стоимости и степени надежности как критериев выбора транспортных средств для осуществления перевозок.
- Складирование: организация складских работ с использованием передовых информационных технологий и логистической техники.
- Упаковка: оптимизация упаковки готовой продукции путем изменения ее характеристик в целях более удобного формирования заказа и сокращения времени на погрузку.
- Грузопереработка: выбор оптимальных технологических процессов, разработка складских нормативов, повышение эффективности использования складского пространства.
- Закупка: выбор оптимальной системы планирования заказа и повышение компетентности и профессионализма сотрудников транснациональной компании, которые уполномочены на осуществление закупок.
- Распределение: координация всех процессов товародвижения и интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг.