Пролив Зунд - это узкое водное пространство, которое расположено между датскими островами Зеландия и Амагер и шведским участком территории Скандинавского полуострова.
Географическая характеристика пролива Зунд
В мире насчитывается на данный момент ограниченное число морских проливов, которые являются фактически единственными в регионе, а потому - широко используемыми многими хозяйствующими субъектами и другими лицами. Одним из таких проливов, в частности, является пролив Зунд.
Пролив Зунд представляет собой узкое водное пространство, которое расположено между двумя участками суши.
- с одной его стороны (со стороны Дании), располагаются острова Зеландия и Амагер;
- с другой стороны (со стороны Швеции), расположен Скандинавский полуостров.
Пролив Зунд еще имеет второе название - Эресунн. Он соединяет Балтийское и Северное море. Следовательно, посредством этого пролива устанавливается морская связь стран Балтики с остальным миром.
Длина пролива Зунд измеряется путем прокладывания прямой линии: от мыса Куллен на севере до города Фальстербу на юге (оба пункта расположены на территории Швеции). В этом случае длина пролива равна примерно 70 милям, что равнозначно 110 километрам. Точные оценки длины пролива, которые можно найти в специальной литературе, имеют разброс от 102 до 118 километров.
Ширина пролива Зунд значительно отличается на разных его отрезках. Так, самый узкий отрезок пролива, который расположен между шведским городом Хельсингборг и датским городом Хельсингер, имеет ширину, равную 4 километрам. В то же время наибольшая ширина пролива достигает 49 километров.
Минимальная глубина пролива Зунд - 7 метров. На отдельных участках пролива его максимальная глубина немного превышает 20 метров.
В проливе Зунд находятся шведский остров Вен и датские острова Сальтхольм и Пеберхольм. Стоит отметить, что последний остров был искусственно насыпан при создании в 1995-1999 годах Эресуннского моста, который соединил между собой столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальме.
Пролив Зунд считается геологически молодым проливом. Дату его образования обычно относят к периоду, который был 8500–8000 лет назад. Причиной возникновения пролива Зунд стало повышение уровня моря. В связи с этим через пролив Зунд произошло вторжение соленой воды, что положило начало современному Балтийскому морю как водоему с соленой, а не пресной водой.
История пролива Зунд
Политический контроль над проливом Зунд был важным вопросом в истории взаимоотношений между Данией и Швецией. Первоначально Дания сохраняла военный контроль над проливом. В связи с этим 1429 году датский король ввел, так называемые, зундскую пошлину за пользование проливом Зунд. Стоит отметить, что данная категория пошлин в XVI и в XVII веках обеспечивала до двух третей доходов государственного бюджета Дании.
Швеция была освобождена от уплаты пошлин за проход торговых судов через пролив Зунд в 1658 году после заключения мирного договора между Данией и Швецией, который вошел в историю под названием Роскилльский мир. При этом Швеция не оставляла попыток самостоятельно избавиться от своей зависимости от пролива Зунд. С этой целью в 1621 году был основан Гетеборг, а в период с 1810 по 1832 года велось строительство Гетского канала.
Окончательная отмена зундской пошлины произошла только в 1857 году, когда был подписан соответствующий договор - Копенгагенская конвенция. С того времени пролив Зунд и другие датские проливы стали международными водными путями.
Современное использование пролива Зунд
Пролив Зунд является кратчайшим путем из Балтийского моря в Атлантический океан. Однако линия Амагер-Сальтхольм-Лимхамн характеризуется малыми глубинами, что выступает в качестве серьезного препятствия как для водообмена, так и для навигации. После Второй мировой войны вместе с ростом водоизмещения грузовых судов произошла переориентация значительной части перевозок из пролива Зунд в пролив Большой Бельт.
Те немногочисленные большегрузные суда, которые следуют по маршруту, проходящему через пролив Зунд, придерживаются специально разработанной системе регуляции движения. Она, в частности, предусматривает, помимо прочего, что остров Вен должен оставаться по левому борту.
На данный момент пролив Зунд по большей части представляет собой международные воды. Исключением разве что являются глубокие каналы Дрогден и Холлендердюбет, которые имеют статус территориальных вод Дании. В соответствии с положениями датско-шведского соглашения 1979 года, воды вокруг южного и северного входов в пролив Зунд также являются международными.
Исходя из данного статуса пролива Зунд проход военных кораблей через этот водный объект преимущественно является свободным. Исключение составляют территориальные воды Дании, где необходимо за восемь суток до предполагаемого прохода предварительно уведомить правительство Дании дипломатическим путем.
Пролив Зунд в настоящее время остается местом рыболовецкого промысла местного значения. В данной местности главный улов рыбаков составляют такие рыбы, как атлантическая сельдь и атлантическая треска. Кроме них, в качестве объектов добычи у рыбаков в данном районе считаются речная камбала, европейский сарган и пинагор.
Таким образом, пролив Зунд представляет собой важный географический объект, который несет в себе существенное социально-экономическое значение. Это подтверждается историей развития использования пролива Зунд и попытками установления контроля над ним. В настоящее время он относится к международным водам, что позволяет различным лицам осуществлять через него и грузовые, и пассажирские перевозки.