Метод «точно в срок» - это логистическая концепция организации движения материальных потоков, основанная на заданном производственном расписании, благодаря чему все ресурсы на производстве будут поступать в нужном количестве, в необходимое место и точно к назначенному сроку.
Суть метода «точно в срок»
В настоящее время одним из самых популярных методов управления движением материального потока на производстве является метод «точно в срок». Использование данного логистического метода приводит к формированию на предприятии такой системы производства, которая позволяет владельцам бизнеса производить продукцию после получения и оплаты заказа от клиента, а не производить продукцию впрок, складируя ее в ожидании покупки.
Многие владельцы бизнеса используют метод «точно в срок» с целью повысить эффективность производства и сократить объемы производственных отходов, т. е. продукция будет получена только по мере необходимости для производственного процесса (следовательно, точно в срок). Результатом этого должно стать снижение затрат на формирование и содержание складских запасов.
Таким образом, метод «точно в срок» требует от производителей точного прогнозирования рыночного спроса, чтобы быть эффективными. Благодаря этому достигается экономия денежных средств и иных ресурсов. В то же время владельцы бизнеса получают возможность для своевременного предоставления своим клиентам тех продуктов, которые им нужны.
Избыточные запасы значительно сокращаются за счет организации заказа запасов по принципу «именно тогда, когда вам нужно». Поэтому у владельцев бизнеса отпадает потребность в хранении большого количества запасных частей, что снижает все расходы, связанные с этим.
Примеры использования метода «точно в срок» можно найти во многих отраслях мировой промышленности. Большинство из них приходиться на те отрасли, которые используют производственную линию или требуют инвентаризации сырья. Успешными мировыми компаниями, которые применяют метод «точно в срок», являются:
- Toyota;
- Apple;
- McDonald’s.
Применение метода «точно в срок» компанией Toyota
Японская автомобильная корпорация Toyota была первой компанией в мире, которая эффективно внедрила в свою производственную деятельность практику применения метода «точно в срок». Это произошло в 1970 году, и Toyota до сих пор остается одной из самых успешных компаний, в которой используется эта системе.
Их метод, который известен как производственная стратегия Toyota, заключается в том, что сырье не доставляется в производственный цех до тех пор, пока не будет получен заказ от клиента и продукт не будет готов к производству. В процессе производства никакие детали не включаются в следующий узел или станцию, если только они не требуются. Это сводит количество запасов к минимуму, что в результате снижает затраты. Это также позволяет Toyota быстро адаптироваться к требованиям клиентов, значительно снижая риск наличия избыточных запасов в своем распоряжении.
Важным фактором успеха Toyota является хранение небольшого количества сырья на каждом производственном участке, что гарантирует наличие достаточного запаса для начала производства любого продукта. После использования в производстве запасы также пополняются. Кроме того, имеет место точное прогнозирование запасов сырья на нужных уровнях.
Применение метода «точно в срок» компанией Apple
Американский технический гигант Apple также использовал метод «точно в срок» для того, чтобы сделать свой производственный процесс успешным. Подход Apple к методу «точно в срок» отличается тем, что они используют своих поставщиков для достижения целей, заявленных данной концепцией.
Компания Apple имеет только один центральный склад в США и около 150 ключевых поставщиков по всему миру. Она установила прочные и стратегические отношения со своими поставщиками. Этот аутсорсинг производства сделал Apple более компактной и привел к сокращению затрат и сокращению излишков.
Имея только один центральный склад в США, большая часть товарных запасов Apple находится в розничных магазинах. В дополнение к методу «точно в срок» Apple начала использовать преимущества прямой поставки. В результате это снижает затраты на доставку, потери и затраты на хранение.
Таким образом, важные факторы успеха Apple заключаются в следующем:
- поставщики готовы держать запасы на складе, что позволяет apple снять с себя эту ответственность;
- запасы товаров хранятся в розничных магазинах;
- использование дропшиппинга для онлайн-покупок.
Применение метода «точно в срок» компанией McDonald’s
Сети быстрого питания, такие как McDonald’s, для обслуживания своих клиентов ежедневно используют запасы в соответствии с подходом «точно в срок». В этих ресторанах быстрого питания обычно есть все, что им нужно, но, например, они не начинают собирать и делать свои гамбургеры и мороженое, пока заказ не будет принят (за исключением нескольких готовых продуктов в часы пик). Это стандартизирует процесс изготовления, так что каждый раз, когда клиент получает заказ, он получает один и тот же постоянный опыт.
Отсюда можно сделать вывод, ключевые факторы успеха Mcdonald’s заключаются в стандартизации процедур, что обеспечивает высокий уровень согласованности, и в повышении удовлетворенности клиентов за счет того, что при использовании метода «точно в срок» продукты питания изготавливаются более свежими.
Таким образом, логистического метод «точно в срок» до сих пор активно используется крупными компаниями международного уровня. Причем применение данного популярного метода, как показывает мировая практика, может привести к успеху практически любую компанию в мире независимо от сферы ее основной деятельности: автомобилестроение, телекоммуникации, общественное питание.