Логистика - это и научная дисциплина, и разновидность хозяйственной деятельности, которые объединены единым предметным полем, а именно процессами планирования и организации движения материальных и сопутствующих им потоков, а также контроля за ним.
Основные сведения о логистике в России
Активное развитие рынка и внедрение большого количества новых технологий в настоящее время обуславливает нахождение логистики на этапе трансформации. Это подтверждает, что развитие логистики находится в зависимости от экономического и научно-технологического развития страны.
Логистика - это важная разновидность экономической деятельности, необходимость в развитии которой обычно возрастает на фоне устойчивого экономического роста. Развитие логистики направлено, в первую очередь, на оптимизацию внешних и внутренних материальных потоков, сопутствующих им информационных и финансовых потоков, а также связанных с ними иными прочих бизнес-процессов (основным критерием оптимизации считается сумма, на которую уменьшатся общие затраты ресурсов).
Рынок логистических услуг в России продолжает формироваться. В связи с этим общемировые тенденции в сфере логистики воспринимаются российскими хозяйствующими субъектами как отправные точки, с которых можно начать поиск новейших технологий, форм и способов обслуживания потребителей в условиях растущей конкуренции.
Россия имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток на развитие логистики в стране. В основном сущность этой специфики проявляется через действие следующих факторов:
- Огромная территория;
- Недостаток необходимой инфраструктуры, высокий уровень износа существующей инфраструктуры;
- Менталитет, социально-психологические качества населения;
- Природно-климатические условия и др.
Проблемы развития логистики в России
Повышение уровня развития логистики в нашей стране, достижение показателей результативности логистики на российских предприятиях до уровня развитых стран вызывает определенные трудности в силу действия ряда причин. Прежде всего, на государственном и на внутрипроизводственном уровнях отсутствует продуманная логистическая стратегия (в частности, стратегия развития систем распределения продукции). В связи с этим на отечественном рынке логистических услуг наблюдается необоснованное количество торговых посредников в цепях поставок.
Отсталость транспортной инфраструктуры снижает скорость и объемы доставок. Она является причиной невысокого уровня контейнеризации грузопотока и большого времени вынужденных простоев транспортных средств.
У подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры высока степень износа. На низком уровне развития находится производственно-техническая база складского хозяйства, а также отечественная промышленность по производству современных видов тары и упаковки.
Выше перечисленные негативные факторы проявляются и в региональной неравномерности развития российской логистики. Так, в настоящее время высок уровень концентрации складских комплексов и терминалов в Москве, в Московской области, в Санкт-Петербурге.
Факторы развития логистики в России
По результатам недавнего исследования отечественного рынка логистических услуг было установлено, что на его развитие в ближайшей перспективе будут оказывать наибольшее влияние следующие пять ключевых факторов:
- Фактор цифровизации;
- Фактор изменений в международной торговле;
- Фактор изменений в логистических процессах, которые вызваны внедрением нового программного обеспечения;
- Фактор изменения динамики развития внутренних рынков;
- Фактор изменений в логистических процессах, которые вызваны внедрением нового оборудования.
Участники рынка логистических услуг отмечают, что уже началась интенсивная цифровизация операционных и договорных процессов. Благодаря этому, с одной стороны, повысилась доступность новых технологий. С другой стороны, участники рынка начали острее испытывать нехватку квалифицированных специалистов. Кроме того, цифровизация за собой повлекла изменения в потребительском поведении и внесение поправок в трудовое законодательство и в закон о защите данных.
В ближайшие несколько лет ожидаются изменения в международной торговле. Это связано как с развязыванием торговых войн и установлением все большего числа торговых барьеров, так и с распространением практики по заключению соглашений о свободной торговле. По мнению инвесторов, большое значение окажет реализация инициативы "Один пояс - один путь". В том числе в ее результате будут увеличены объемы торговли между Европой и Азией. Также сделаны обоснованные прогнозы об интернационализации транспортных услуг и о развитии наземной транспортной инфраструктуры (в виде железных и автомобильных дорог).
В ближайшем будущем будут актуальны изменения в логистических процессах, которые вызваны внедрением нового программного обеспечения. Это связано с уже многолетним развитием базовых технологий, способных повысить эффективность бизнеса, таких как искусственный интеллект, анализ больших данных, блокчейн / технология распределенных реестров, интернет вещей и пр.
Динамика внутренних рынков будет в основном проявляться через следующие аспекты:
- Повышение уровня зрелости электронной коммерции (онлайн-торговли);
- Ожидание роста национальной экономики;
- Рост экономики совместного потребления;
- Появление на международных рынках новых игроков, которые вынуждают постоянно повышать эффективность экономической деятельности;
- Изменение потребительского поведения;
- Старение населения.
Кроме того, развитие логистики в России будет обуславливаться развитием технологий в транспортном машиностроении и электромобильности, колебаниями цен на топливо, повышением внимания к экологическим проблемам.