Эволюция современной концепции логистики неразрывно связана с парадигмами логистики.
Парадигма логистики – это совокупность фундаментальных научных установок логистики, представлений и терминов, методов и концепций логистики, принимаемая и разделяемая научным сообществом.
Исторически сформировались четыре парадигмы логистики.
Аналитическая парадигма
Аналитическая парадигма - это первоначальный классический взгляд на логистику, как на теоретическую науку.
Научно-теоретическую базу этой парадигмы составляют методы и модели исследования операций, теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики и т.п.
Применение аналитической парадигмы характеризуется построением весьма сложной экономико-математической модели, которая отражает решаемую логистическую проблему. Реализация такого рода моделей требует большого объема исходных данных и предполагает разработку сложных алгоритмов принятия решений. В связи с этим сфера практического использования логистических моделей, основанных на данной парадигме, сужена до внутрипроизводственных логистических систем.
Технологическая парадигма
Появление технологической парадигмы тесно связано с развитием информационных технологий в 1960-е годы. Ее сущность заключается возможности создать информационно-компьютерное обеспечение решения обозначенной логистической проблемы.
Научно-теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, используемый как для моделирования логистических процессов, так и для построения систем компьютерной поддержки этих процессов. В рамках этой парадигмы основная стратегия менеджмента состоит в автоматизации тривиальных проблем и использовании информационно-компьютерной поддержки для решения более сложных задач логистики.
Примером использования данной парадигмы являются концепция MRP ("планирование потребностей в материалах"), а также более развитые системы на ее базе – MRP-II, ERP и др. Недостаток применения технологической парадигмы состоит в невысокой гибкости и динамичности принимаемых на ее базе решений.
Маркетинговая парадигма
Маркетинговая парадигма возникла в начале 80-х годов в странах с рыночной экономикой. Философия ее состоит в стремлении реализовывать конкурентную стратегию предприятия на рынке сбыта продукции, что требует решения ряда маркетинговых задач.
Научно-теоретической основой маркетинговой парадигмы являются социально-экономические дисциплины: маркетинг, экономика и организация производства, менеджмент, управление персоналом, социальная психология и др., а также такие математические методы как методы исследования операций, математическая статистика, теория вероятностей.
Примером использования данной парадигмы является концепция LRP ("планирование логистических потребностей") − система контроля материальных потоков на уровне предприятий, производственных объединений и макрологистических систем.
Интегральная парадигма
В последние годы укоренилась новая парадигма логистики − интегральная. Ее философия заключается в рассмотрении логистики как инструмента интеграции различных логистических функций фирмы и ее партнеров в общую логистическую цепь для достижения целей бизнеса.
Интегральная парадигма раскрывает новое понимание хозяйствования: отдельные предприятия и объекты рассматриваются как некие центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином процессе интегрированного управления сквозным материальным потоком для полного удовлетворения запросов конечного потребителя в соответствии с целями бизнеса.
Научную основу интегральной парадигмы составляют: концепция управления цепями поставок, интегрированные системы дистрибьюции, концепция всеобщего управления качеством, концепция «точно в срок», концепция «бережливого производства».