Управление цепями поставок - это управленческая концепция, которая определяет принципы и инструменты воздействия на потоки материалов, финансов, информации, услуг, движущихся между несколькими обособленными организациями ради достижения общих целей (прежде всего, снижение издержек, удовлетворение спроса на конечную продукцию).
Сущность и особенности управления цепями поставок
Популярной на данный момент концепцией, считающейся по своей сути объединением идей логистики и менеджмента, является концепция управления цепями поставок. Она заключается в оказании упорядоченного воздействия на движение материальных и сопутствующих им потоков, которое существует между несколькими (более трех) самостоятельных хозяйствующих субъектов. Указанное воздействие осуществляется ради достижения общих целей. Они в основном связаны со снижением логистических издержек и удовлетворением спроса потребителей на конечную продукцию.
Особенностью концепции управления цепями поставок является широкий охват инструментов, которые в большинстве случаев используются для решения следующих задач:
- Эффективная интеграция поставщиков, производителей, дистрибьюторов и непосредственных точек продаж товарной продукции;
- Эффективное распределение производимой продукции, ее направление в нужное место, в необходимом количестве, в указанное время;
- Уменьшение стоимости продукта в пределах цепи поставок с гарантией высокого уровня обслуживания клиентов (заказчиков).
Управление цепями поставок нацелено, прежде всего, на повышение эффективности функционирования логистической цепи поставок по всей его длине и ширине. Это может быть осуществлено за счет координации всех видов логистической деятельности в пределах цепи поставок. Благодаря этому может быть создан товар, ценный для клиента, на основе результатов анализа их требований.
Управление цепями поставок охватывают стратегический, тактический, оперативный виды деятельности предприятия. На стратегическом уровне принимаются решения, которые влияют на деятельность предприятия в долгосрочной перспективе (это, например, определение количества, местонахождения и емкости производственных помещений и складов). На тактическом уровне принимаются решения, рассчитанные на временные периоды в рамках квартала, года (это, например, управление запасами, распределение готовой продукции, расширение круга потенциальных клиентов). На оперативном уровне принимаются решения на каждый день (это, например, составление расписания производства, установления сроков поставок продукции клиентам, планирование транспорта).
Эффективность управления цепью поставок можно оценить с помощью многих показателей. Основными являются два показателя - уровень надежности работы цепи (через своевременность и полноту поставок, которые определяться по всей длине цепочки поставок) и уровня риска своевременности поставки продукции заказчику (невыполнения договорных обязательств).
Особенности товарных рынков
Товарные рынки являются одной из главных групп существующих рынков (кроме них еще большое значение имеют рынки услуг). Большее распространение получила следующая классификация всей совокупности товаров и соответствующих рынков:
- Рынок потребительских товаров (предметы потребления - жилье, автомобили, одежда, продукты питания, мебель, бытовая техника и т.п.) - отличается, в первую очередь, массовостью производства и сбыта этих товаров, а также увеличивающейся в последние годы долью товаров длительного пользования;
- Рынок инвестиционных товаров (средства производства - продукция машиностроения, строительная продукция и т.п.) - характеризуется немногочисленностью продавцов и покупателей, а в качестве последних обычно выступают предприятия, а не домашние хозяйства;
- Рынок сырьевых товаров (промышленное и сельскохозяйственное сырье, продовольствие, энергоносители, энергия) - из-за небольшого разнообразия этих товаров торговля многими из них организуется в виде биржевой торговли в отдельных странах и в мире в целом;
- Рынок готовых изделий (продукты, которые не подлежат дальнейшей переработке) - занимает доминирующее положение во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.
Каждый из указанных товарных рынков отличается друг от друга по целому сектору характеристик: количеством стадий и временем технологической (производственной) переработки, условиями и сроком хранения, масштабами производства, целевой аудиторией потребителей, влиянию сезонных и географических факторов и др. Это, в свою очередь, обуславливает характеристику логистической деятельности предприятий, принимающих участие в цепи поставок - количество поставщиков и потребителей, специфика транспортировки, необходимость складирования и требования к нему, стратегии закупок и сбыта и т.д.
Для понимания существующих различий товарных рынков в управлении цепями поставок предлагаем рассмотреть несколько примеров. Например, на рынке сырьевых товаров предприятиям зачастую приходится взаимодействовать с ограниченным числом поставщиков, представляющих небольшое число стран, которые расположены в нескольких регионах планеты. Нередко местный (национальный) рынок сырья представлен лишь одним поставщиком - монополистом. Это накладывает определенный отпечаток на функционирование логистики снабжения.
С другой стороны, рынок потребительских товаров представлен множеством отличных друг от друга хозяйствующих субъектов, которые предлагают своим потенциальным клиентам взаимозаменяемую продукцию. Следовательно, у фокусных компаний имеется широкий выбор поставщиков, что также отражается на способах построения и управления цепями поставок.