Транспортная характеристика - это совокупность отличительных свойств груза, которые обуславливают его статус как объекта транспортировки.
Основные транспортные характеристики насыпных грузов
На транспорте принята собственная классификация грузов, которая активно используется для рационализации перевозочного процесса. Так, одной из разновидностей грузов является насыпной груз, который представляет собой груз, перевозимый без тары.
Грузы во время транспортировки являются объектами большого числа работ: погрузки, разгрузки, временного хранения, размещения в контейнере, транспортном пакте или другом грузовом месте и т.д. Для того чтобы выполнить указанные транспортные работы с наибольшей эффективностью, перевозчикам и другим участникам данного процесса нужно знать основные транспортные характеристики каждого груза.
Насыпные грузы отличаются друг от друга по степени их реагирования на воздействия атмосферных осадков (дождя, снега и др.). В связи с этим различают насыпные грузы, которые могут перевозиться и храниться на открытом воздухе, и насыпные грузы, в отношении которых данный способ хранения и транспортировки недопустим.
Насыпным грузам свойственны два основных механизма смещения. Первый механизм представляет собой сухое смещение. Второй механизм представляет собой смещение в увлажненном состоянии. Насыпные грузы, которые подвержены смещению по второму механизму, называются тиксотропными.
Классификация насыпных грузов проводится и по линии их кусковатости, что аналогично гранулометрическому составу. Так, выделяют сортированные насыпные грузы, которые располагают отношением размеров наибольших и наименьших кусков меньшим или равным 2,5, а также рядовые насыпные грузы, у которых это отношение больше 2,5.
Что насыпные, что рассмотренные далее навалочные грузы могут иметь объемную массу разной величины. Согласно этой транспортной характеристике, и насыпные, и навалочные грузы классифицируют следующим образом:
- легкие грузы – их объемная масса менее 600 кг/м3 (это, например, торф, древесные опилки, отруби);
- средние грузы – их объемная масса находится в диапазоне от 600 до 1100 кг/м3 (это, например, зерно, шлак, угли и т. п.);
- тяжелые грузы – их объемная масса находится в диапазоне от 1100 до 2000 кг/м3 (это, например, песок, гравий, щебень);
- весьма тяжелые грузы – их объемная масса свыше 2000 кг/м3 (это, например, железные руды, концентраты и т. п.).
Основные транспортные характеристики навалочных грузов
Другой разновидностью грузов является навалочный груз, которой представляет собой сухой груз, перевозимый без тары навалом. В зависимости от физико-химических свойств навалочные грузы образуют две группы.
Первая группа представлена теми навалочными грузами, которые не нуждаются в защите от атмосферных осадков и распыления. Благодаря данной транспортной характеристике грузы этой группы (к ним, в частности, относятся кирпич, руда, твердое топливо) могут перевозиться на открытых подвижных составах.
Вторая группа представлена теми навалочными грузами, которые могут распыляться, загрязняться и портиться от атмосферных осадков. В качестве примера можно привести такие грузы, как цемент, минеральные удобрения, мел, известь и др. В связи с присущей им подобной транспортной характеристикой они могут быть транспортированы только в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.
Одним из критериев классификации навалочных грузов является размер частиц, т. е. их гранулометрический состав. В соответствии с ним выделяют следующие группы навалочных грузов, что в значительной степени предопределяет способ их транспортировки:
- особо крупные грузы (размер частиц более 320 мм);
- крупнокусковые грузы (размер частиц от 160 до 320 мм);
- среднекусковые грузы (размер частиц от 60 до 160 мм);
- мелкокусковые грузы (размер частиц от 10 до 60 мм);
- крупнозернистые грузы (размер частиц от 2 до 10 мм);
- мелкозернистые грузы (размер частиц от 0,5 до 2,0 мм);
- порошкообразные грузы (размер частиц от 0,05 до 0,5 мм);
- пылевидные грузы (размер частиц менее 0,05 мм).
Общие транспортные характеристики насыпных и навалочных грузов
Стоит отметить, что насыпные и навалочные грузы рассматриваются вместе с точки зрения условий их приема к перевозке. В частности, счет мест в обоих случаях не проводится, а прием осуществляется по массе груза в грузовой единице. В связи с этим в их отношении можно выделить ряд общих основных транспортных характеристик, которые раскрывают их свойства:
- сыпучесть - это состояние груза, при котором между его частицами отсутствует сплошная материальная связь, что предопределяет их способность к относительной подвижности;
- гранулометрический состав - это количественное распределение составляющих частиц груза по крупности, т.е. по их линейному размеру;
- смерзаемость - это способность груза к потере своей сыпучести из-за смерзания отдельных частиц продукта в сплошную массу;
- слеживаемость - это свойство некоторых грузов терять сыпучесть при хранении;
- сводообразование - это образование сводов в бункерах, силосах, контейнерах и в мешкотаре.
Кроме выше перечисленных, насыпные и навалочные грузы обладают большим числом транспортных характеристик. Указанные в данной статье считаются участниками перевозочного процесса как основные. В то же время им нельзя упускать из внимания и все остальные присущие грузам транспортные характеристики. Отсюда можно сделать вывод, что их выявление, учет и изучение по сути являются обязательными условиями для совершения грузовой перевозки с высоким уровнем эффективности (прежде всего, экономической эффективности).