Цепь поставок - это последовательность взаимосвязанных субъектов и объектов логистической системы, в рамках которой создается добавленная стоимость продукции путем прохождения ею всех ступеней производства и сбыта.
Основы концепции управления цепями поставок
Решение вопросов, связанных с управлением цепями поставок, вызывает повышенный интерес у многих теоретиков и практиков хозяйственной деятельности. Однако стандартизация терминов, используемых в данной области, сталкивается с определенными трудностями.
Причина этого кроется в том, что этой проблематикой занимаются ученые разных областей знаний, профессионалы-практики разных специальностей. Это, например, логистика, общий и стратегический менеджмент, производственный/операционный менеджмент, маркетинг, снабжение, информационные технологии и др.
Следовательно, управление цепями поставок отличается синтетическим характером. Данная концепция выступает в качестве результата смешения различных дисциплин, имеют разную исходную базу фундаментальных знаний и парадигм, закладываемых в понимание природы данного феномена. В частности, концепция управления цепями поставок направлена на решение задач:
- Логистики (минимизация затрат в логистической цепи);
- Операционного менеджмента (управление запасами и производством);
- Маркетинга (создание ценности для клиента);
- Взаимоотношений (взаимодействие с партнерами в цепи поставок).
Таким образом, междисциплинарная по своей природе концепция управления цепей поставок порождает дополнительные сложности в виде отсутствия единого понимания и определения ряда терминов.
Основные понятия концепции управления цепями поставок
Многие эксперты и специалисты предлагают использовать синтетические определения основных понятий, который связаны со сферой цепей поставок и управления ими. Это позволит согласовать исходные позиции представителей разных сфер бизнеса.
Чаще всего в рассматриваемой нами отрасли экономики используют такое понятие, как управление цепями поставок. Управление цепями поставок воспринимают в качестве и практически используемой управленческой концепции, и теоретически развиваемой научной дисциплины, ориентированной на удовлетворение практических потребностей бизнеса.
Обобщая существующие на сегодня определения, управление цепями поставок можно назвать управлением сетью взаимоотношений в рамках одного предприятия и между взаимозависимыми организациями и бизнес-единицами. Причем данная сеть состоит из поставщиков материалов, закупок, производственных мощностей, логистики, маркетинга и других связанных систем, которые облегчают материальные, информационные, финансовые, сервисные потоки в прямом и обратном направлении от производителя до потребителя с преимуществами добавленной ценности. Облегчение потоков приводит к повышению рентабельности хозяйствующих субъектов за счет повышения эффективности и удовлетворения потребностей клиентов.
В данной управленческой концепции объектом управления и оптимизации является цепь поставок. Это понятие используется в отношении не только к вертикально интегрированным предприятиям (например, в сфере металлургии и нефтяной промышленности), что вполне естественно, но и в пределах одного предприятия, которое располагает территориально распределенными производственными и логистическими мощностями.
При обобщении мнений большинства западных ученых и специалистов и в контексте объектного подхода было дано синтетическое определение цепи поставок. Согласно ему, цепь поставок представляет собой группу из трех или более экономических единиц (предпринимателей или предприятий), которые напрямую участвуют во входящих и исходящих потоках продукции, услуг, финансов, информации от источника до потребителя.
Можно заметить, что большое число специалистов консалтинговых компаний и предприятий из сферы информационных технологий тождественно используют понятия "цепь поставок" и "логистическая цепь" (еще иногда используется понятие «производственно-логистическая цепь». Под этим термином они подразумевают связанную материальными и информационными потоками структуру производственных мощностей (представленных заводами и производственными площадками) и логистических мощностей (представленных складами, логистическими и распределительными центрами, транспортными парками, грузовыми перевалочными терминалами, кроссдокинг-терминалами и т.п.).
В структуре цепей поставок имеют место узлы (звенья). Ими называют конкретные производственные или логистические мощности, которые осуществляют виды деятельности по преобразованию параметров материального потока в процессе добавления стоимости к перемещаемому по цепи поставок товару.
Узлы цепей поставок соединены связами. Под ними подразумевают транспортные пути готовой продукции, материалов, полуфабрикатов, компонентов.
Кроме того, структура цепей поставок включает в себя контрагентов. Речь идет про независимые юридические лица (организации) и их структурные подразделения организаций, которые входят в цепь поставок и связаны между собой договорными отношениями, а также информационным взаимодействием по поводу совершения различных трансакций. В качестве контрагентов могут восприниматься как самостоятельные бизнес-единицы, так и управляющие подразделения фокусной компании.
Базовыми контрагентами являются: поставщик, производитель, дистрибьютор, ритейлер, покупатель. Вспомогательные контрагенты по своей сути являются посредниками в цепи поставок. Эту роль играют такие организации, как перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, складские операторы, таможенные органы и брокеры, страховые компании, банки, аналитические и информационно-консультационные компании, органы контроля, надзора и лицензирования и т.п.