Смешанное сообщение - это перевозки, которые осуществляются несколькими различными видами транспорта на основе единого транспортного документа (как правило, накладной), составленного на весь путь следования.
Смешанное сообщение и доставка груза в нем
Логистическая функция транспортировки груза может быть выполнена различными способами. Один из этих способов заключается в организации доставки грузов по смешанному сообщению.
Смешанное сообщение представляет собой перевозки, которые осуществляются через привлечение разных видов транспорта и оформляются составлением на весь путь следования единого транспортного документа (транспортной накладной). Данное определение можно сформулировать на основе положений Гражданского кодекса (ст. 788), Кодекса внутреннего водного транспорта (ст. 104), Устава железнодорожного транспорта (ст. 65). В этих документах указываются специфические черты, которые присущи именно этой разновидности перевозок.
Доставка груза в смешанном сообщении, в первую очередь, отличается более сложным процессом организации и выполнения этого вида перевозок (в отличие от обычных перевозок). Причина этого кроется в том, что перевозка осуществляется при участии не одного вида транспорта, а также в наличии такого элемента, как перевалка груза. Напомним, перевалкой груза называют технологический процесс, который заключается в перемещении груза с одного транспортного средства в другой.
Указанные особенности и, как следствие, сложность доставки груза в смешанном сообщении обуславливают необходимость детального правового регулирования общественных отношений, связанных с этим процессом. В связи с этим были приняты в качестве отдельной главы "Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении" регламентирующие нормы в Кодексе внутреннего водного транспорта (гл. 14) и в Уставе железнодорожного транспорта (гл. 5).
Правовое регулирование доставки груза в смешанном сообщении
В соответствии с действующим законодательством доставка груза в смешанном сообщении может осуществляться посредством взаимодействия следующих видов транспорта:
- Железнодорожный транспорт;
- Внутренний водный транспорт;
- Морской транспорт;
- Воздушный транспорт;
- Автомобильный транспорт.
Стоит отметить, что подавляющая часть общего грузооборота в мире (почти 90% при выражении грузов в тысячах тонно-километров) приходится на автомобильный транспорт. С большим отставанием от него на втором месте располагается железнодорожный транспорт, на третьем - водный, а на четвёртом - воздушный.
В связи с этим в качестве пунктов смешанного сообщения выступают такие объект транспортной инфраструктуры, как железнодорожные станции, порты, автостанции, аэропорты. Конкретные пункты считаются включенными в смешанное сообщение после того, как уполномоченный в сфере транспорта орган исполнительной власти опубликовал перечень таких пунктов в сборниках правил перевозок и тарифов соответствующего вида транспорта.
При организации транспортно-логистической системы доставки грузов в смешанном сообщении хозяйствующим субъектам необходимо иметь в виду, что не допускается транспортировка подобным образом грузов наливом в цистернах, а также сформированной в плоты древесины (лесоматериалов). Перечень скоропортящихся и опасных грузов, которые допускаются для перевозок в смешанном сообщении, устанавливается правилами перевозок грузов в смешанном сообщении.
В процессе передачи груза с одного вида транспорта на другой возможно проведение процедуры взвешивания. С этой целью используют товарные весы или вагонные весы.
Обычно процедуру взвешивания не проводят в отношении тарных и штучных грузов, которые передаются по количеству грузовых мест. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) тарных и штучных грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.
Особенности организации доставки груза в смешанном сообщении
Ключевым преимуществом при использовании смешанных перевозок на маршрутах в пределах одного континента является снижение затрат на грузоперевозку. Кроме того, данный метод доставки груза позволяет повысить безопасность перевозки, уменьшить убытки и потери и существенно сократить время транспортировки. Дополнительное преимущество обеспечивается возможностью использования перевозок автотранспортом на короткие расстояния.
Предприятие или нанятая им специальная компания-экспедитор при организации доставки груза в смешанном сообщении занимается выполнением следующих действий:
- Обеспечение подачи подвижного состава к месту отгрузки строго в согласованные сроки;
- Осуществление перевозки от пункта отправления до пункта перевалки на другой вид транспорта и доставки до пункта назначения;
- Обеспечение проведения стивидорных работ, а также складирования и хранения грузов в таможенной зоне;
- Оформление документов, в том числе морских коносаментов.
Несмотря на развитие международных экономических связей и совершенствование транспортных средств, организация доставки груза в смешанном сообщении до сих пор сталкивается с рядом нерешенных проблем (прежде всего, организационного и нормативно-правового характера). В частности, отсутствует единый подход при решении вопроса организации транспортно-экспедиционного обслуживания доставки груза в смешанном сообщении, недостаточно развита экономическая и юридическая ответственность транспортно-экспедиторских компаний за конечные результаты своей работы.
Указанные обстоятельства выступают в качестве факторов, которые препятствуют предприятиям организовать доставку груза в смешанном сообщении, обратиться за получением услуг к профессиональным логистическим посредникам и т.д.