Логистическая цепь – это совокупность физических и юридических лиц, которые осуществляют логистические операции по продвижению материального потока от одной логистической системы до другой.
Основные звенья логистической цепи: поставщик материалов, склад, транспорт, распределительный центр, производитель товара, потребитель продукции.
Транспортная логистика: сущность и задачи
Логистическая цепь движения материального потока строится при помощи различных транспортных средств. Транспорт является связующим звеном между элементами логистической цепи (системы).
Транспортная логистика осуществляет перемещение готовой продукции (товара) от производителя к покупателю в установленный срок, используя оптимальный маршрут, неся наименьшие издержки.
Транспорт – это система, состоящая из:
Транспорта, предназначенного для общего пользования (обслуживает сферу обращения и населения, называется магистральным), в него входят следующие виды транспорта:
- железнодорожный,
- водный,
- автомобильный,
- воздушный,
- трубопроводный.
Транспорта необщего пользования, он состоит из:
- внутрипроизводственного транспорта,
- транспортных средств всех видов, принадлежащих нетранспортным предприятиям,
- транспорта, являющегося составной частью какой-либо производственной системы.
Транспорт является составляющей множества технологических процессов, одна из важнейших характеристик которых – согласованность. Она обеспечивается техническим, технологическим единством всех участников транспортного процесса, соответствием их экономических интересов, использованием единых систем планирования.
Принцип согласованности характеризуется:
- Технологической сопряженностью (применяется единая технология транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение);
- Экономической сопряженностью (исследование конъюнктуры рынка и построение тарифной системы);
- Совместным планированием деятельности участников логистической системы, означающим разработку и применение единых планов графиков.
При смешанной перевозке используются два и более вида транспорта, единый оператор процесса перевозки, единый транспортный документ, единая тарифная ставка, последовательно-центральная схема взаимодействия участников, единая высокая ответственность за груз.
Задачи транспортной логистикой заключаются в создании транспортных систем (транспортные коридоры, транспортные цепи), обеспечении технологического единства транспортно-складского процесса, совместном планировании транспортного процесса со складскими и производственным, определении рационального маршрута доставки груза, выборе типа и вида транспортного средства.
Грузовая станция
Грузовые станции являются комплексом, объединяющим путевые и грузовые устройства, технические и служебные помещения, предназначенные для выполнения грузовых и коммерческих операций.
На грузовой станции осуществляется ряд операций погрузка, выгрузка, сортировка, хранение груза, грузовые операции с контейнерами, прием, выдача, взвешивание груза, расчеты провозных плат. Составляющие грузовой станции: транспортно-складской комплекс, грузовой терминал, приемоотправочные, сортировочные, вытяжные пути.
В зависимости от характера выполняемых операций грузовые станции бывают погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузочные, перегрузочные. Погрузочные станции обслуживают крупные предприятия, погрузка значительно преобладает над выгрузкой. Выгрузочные станции расположены в крупных административно – промышленных центрах, используется для поступления сырья, топлива, материалов, отправки готовой продукции. На погрузочно-выгрузочных станциях объемы погрузки и выгрузки равномерны, они располагаются в крупных промышленных центрах.
Руководство работой станции осуществляется начальником станции, несущим полную ответственность за выполнение возложенных на него задач (руководство эксплуатационной работой, контроль за выполнением планов, организация грузовой и коммерческой работы, обработки транспорта).
Перевозка груза осуществляется после заключения договора перевозки между отравителем и транспортной компанией, его содержание отражено в накладной.
При приеме груза на станциях важно правильно и четко выполнять грузовые и коммерческие операции с целью обеспечения сохранности груза, своевременной доставки его получателю, также важно рационально использовать подвижной состав, своевременно осуществлять полное взыскание всех причитающихся провозных платежей и сборов.
Для определения цели деятельности грузовой станции необходимо применить системный анализ в рамках логистической цепи доставки грузов. Совокупность грузовых станций образует транспортно-логистический комплекс, который позволяет добиться максимума прибыли и минимума расходов ресурсов каждого участника процесса движения товара.
Эффективное управление деятельностью предприятий оценивается критерием отношения результата к затратам, понесенным для его достижения. Оценка повышения устойчивости и эффективности функционирования объекта осуществляется при применении критерия отношения фактического эффекта к оптимальному. Основной объект исследования – управление и оптимизация материального потока, далее идет информационный, финансовый, сервисный и другие потоки.
Логистическая система состоит из следующих элементов логистической цепи: графика движения транспорта и работы станций выгрузки и погрузки, отправителей, получателей грузов, графика организации движения, маршрутов.