Малый бизнес - это способ ведения предпринимательской деятельности, который отличается наймом небольшого числа сотрудников (обычно не более 100) и относительно небольшим объемом оборота (обычно не более 800 млн рублей).
Принципы и цель организации логистической деятельности в малом бизнесе
Эксперты заявляют, что малый бизнес последние годы переживает процесс логистизации. Этот процесс заключается в последовательном и все более полном использовании логистического потенциала различных сфер производства, которое организуется в сфере малого бизнеса, т.е. индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями.
Логистизация приводит малый бизнес к необходимости организации логистической деятельности. Изучение теории и практики логистики малого бизнеса дает основание сформулировать следующие основные принципы организации логистической деятельности малых предприятий:
- Принцип комплексной и системной организации экономических потоков, инициируемых малым предприятием;
- Принцип рациональной и оптимальной организации экономических потоков с учетом сопряжения экономических интересов всех участников логистических цепей;
- Принцип координации и интеграции логистических усилий всех участников инвестиционного процесса, который организуется малым предприятием;
- Принцип формирования малыми предприятиями в процессе своей деятельности устойчивых и адаптивных логистических цепей;
- Принцип создания малыми предприятиями (или при их участии) надежных и эффективных логистических систем.
Малый бизнес занимается организацией логистической деятельности, в первую очередь, для того, чтобы максимизировать выгоды всех участников организуемого им инвестиционного процесса на основе мобилизации всего логистического потенциала каждого участника.
Достижение малым предприятием указанной цели возможно только, если оно будет восприимчиво к логистическим нововведениям. Основными из них считаются разработка логистических операций, создание логистических цепей и формирование логистических систем. К ним придется адаптировать организационную структуру и организацию управления бизнесом. А уже в процессе непосредственного ведения логистической деятельности нужно будет постоянно оценивать эффективность логистических мероприятий, что заключается в соизмерении результатов своей деятельности с логистическими затратами на их достижение.
Логистические функции малых предприятий
Сущность логистической деятельности субъектов малого предпринимательства заключается в выполнении им логистических функций. В практике и учебной литературе по логистике принято разделять все логистические функции на три группы, что является справедливым и для малого бизнеса:
- Базисные логистические функции: снабжение, производство и сбыт;
- Ключевые логистические функции: поддержка стандартов обслуживания потребителей, управление закупками, запасами, процедурами заказов, производственными процедурами, транспортировка, ценообразование, физическое распределение
- Поддерживающие логистические функции: складирование, грузопереработка, защитная упаковка, прогнозирование потребности объемов материальных ресурсов, регулирование возвратных потоков, обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом, сбор и утилизацию возвратных отходов.
Выделение указанных логистических функций сложилось исторически и произошло на основе эволюционного развития бизнеса (в том числе, малого) и сопутствующего развития маркетинга, менеджмента и логистики в экономически развитых странах мира. На основе выделения логистических функций и их разделения на три группы малые предприятия проводят декомпозицию процесса управления собственной логистической деятельностью.
Проблемы развития логистики на малом предприятии
Развитие малого бизнеса сопряжено с возникновением и решением большого числа проблем. Это также касается сферы логистики. В частности, большинство малых предприятий располагают складским хозяйством с низким уровнем развития производственно-технической базы. Это, в первую очередь, проявляется в слабом уровне механизации и автоматизации складских работ и в недостатке современного технологического оборудования по переработке продукции.
Малым предприятиям в силу ограниченности их финансовых (инвестиционных) возможностей практически не удается найти и использовать в своих целях современные транспортные средства, которые бы отвечали текущим мировым стандартам. Вместо этого им приходится эксплуатировать подвижной состав транспорта с высокой степенью физического и морального износа.
Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. В настоящее время ощущается определенный недостаток специалистов, которые бы не только имели опыт практической работы, но и владели фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике пользуются большим спросом среди предприятий, поэтому их преимущественно привлекают к себе крупные компании. В этих условиях малым предприятиям и предпринимателям приходится рассчитывать в основном на собственные усилия.
Малый бизнес, к сожалению, является обделенной сферой экономики с точки зрения развития систем распределения в промышленности и торговле. Кроме того, общей для всех экономических субъектов логистической проблемой является отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего, в области автомобильных дорог. Количество грузовых терминалов является недостаточным, а их технико-технологический уровень - низким.
Таким образом, малый бизнес сталкивается с определенными проблемами при организации логистической деятельности, однако это не мешает и дальше развиваться этому направлению в сфере малого предпринимательства.