Контейнерные перевозки - это логистическая операция по изменению месторасположения материальных объектов путем их временного расположения в контейнерах и перемещения при помощи транспортных средств.
Общие сведения о контейнерных перевозках
Важное место в современной международной торговле занимают контейнерные перевозки. Их суть заключается в использовании контейнеров. Контейнер представляет собой стандартизированную многооборотную тару. Он приспособлен для того, чтобы его перегрузка с одного транспортного средства на другое осуществлялась механизированным способом.
Широкое распространение контейнерные перевозки получили в середине прошлого века, когда началось увеличение объемов интермодальных перевозок. Речь идет про те перевозки, в рамках которых предполагается использовать сразу несколько транспортных средств. Следовательно, возникла необходимость в организации наиболее простого, быстрого и дешевого способа для передачи груза с одного вида транспорта на другой.
Универсальный характер контейнеров позволил значительным образом сократить объём промежуточных погрузочно-разгрузочных работ, которые выполняются в рамках перевозочного процесса. Это стало возможным благодаря тому, что отпала необходимость в учете специфических особенностей того или иного груза. В течение всей перевозки он находится внутри контейнера, форма, внешний вид, размеры, материалы которого были зафиксированы в международных стандартах.
Это обстоятельство поспособствовало созданию по всему миру однотипных погрузочно-разгрузочных машин, которыми затем оборудовали большинство транспортных терминалов. Следствием этого стало увеличение доступности для транспортно-логистических компаний различных населенных пунктов и промышленных центров, что содействовало росту деловой активности в международном масштабе.
Кроме того, контейнеры преимущественно создают из алюминия и из других металлов. Это обеспечивает высокую надежность перевозочного процесса, поскольку грузы будут защищены от неблагоприятного воздействия внешней среды как естественного (например, атмосферные осадки), так и искусственного (например, кражи) происхождения.
Для перевозки жидких химических и пищевых продуктов, а также сжиженных газов используется контейнер-цистерна, или танк-контейнер. Эта тара исключает перегрузку продукции на наливных терминалах, что снижает стоимость, но повышает безопасность перевозки.
Особенности организации контейнерных перевозок
Организация контейнерных перевозок в логистических системах предполагает создание, так называемой, контейнерной транспортной системы. Она представляет собой комплекс технических средств, объектов, технологии перевозок и переработки контейнеров. Она также включает в себя систему управления контейнерными перевозками.
Обычно в качестве компонентов контейнерных транспортных систем выступают следующие элементы:
- парк контейнеров;
- подвижной состав разных видов транспорта;
- грузовые терминалы (включая подъемно-транспортное оборудование);
- информационное обеспечение контейнерных перевозок (включая автоматизированные системы управления, базы данных, компьютерные технологии);
- юридическое обеспечение контейнерных перевозок (включая законодательные и подзаконные акты);
- инженерно-техническое обеспечение контейнерных перевозок (включая проектно-конструкторские, технологические, экономические методы расчетов);
- научно-методическое обеспечение контейнерных перевозок (включая теоретические и прикладные исследования).
Следует отметить, что для организации контейнерных перевозок необходимо наличие не просто грузового терминала, а контейнерного терминала. Этот терминал специализирован на переработке контейнерных грузов в процессе их передачи с одного вида транспорта на другой.
Контейнерные терминалы предназначены для преобразования контейнеро-потоков, т. е. для изменения размеров транспортных партий, для корректировки времени их прибытия и отправления и др. Для успешного выполнения своих функций контейнерные терминалы должны быть оснащены крытыми и открытыми складскими площадками для контейнеров, подъездными и внутренними транспортными путями и стоянками, служебно-техническими зданиями (в частности, ремонтными мастерскими), административно-бытовыми помещениями и др.
Проблемы организации контейнерных перевозок
В процессе организации контейнерных перевозок в нынешнее время многих перевозчикам приходится решать определенное количество проблем. Прежде всего, они касаются законодательного регулирования данной сферы, особенно, в области таможенного дела. Обязанность выполнения некоторых таможенных процедур, которые имеют в основном формальный характер (например, заполнение большого числа таможенных документов), и уплаты таможенных пошлин сильно ограничивают эффективность перевозочного процесса.
Кроме того, перевозчикам приходится полагаться на точное выполнение контрагентами своих обязательств. Однако на самом деле зачастую происходят задержки с их стороны, подача необорудованного транспорта и т. п.
Многие транспортные пути сообщения имеют недостаточно высокую пропускную способность, состояние их инфраструктуры остается не самым лучшим. Это, например, касается полотна автомобильных дорог, железнодорожных магистралей и т.п. На многих станциях давно не производилась замена погрузочно-разгрузных машин и другого оборудования. Все эти факторы должны быть учтены организаторами контейнерной перевозки на этапе ее планирования (в частности, при разработке маршрута и составлении графика-расписания), чтобы заранее предотвратить возникновение дополнительных расходов.