Грузовые работы - это совокупность логистических операций по обработке грузов, их перемещению между предприятиями, их подразделениями, потребителями и т. п.
Сущность грузовых работ в порту
Объектом логистической деятельности в большинстве случаев являются грузы. Так называют товарно-материальные ценности (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продукцию и др.), которые специально подготовлены для перемещения в пространстве. В рамках логистического подхода это перемещение происходит в процессе движения материального потока от источника их возникновения через производственные предприятия до конечных потребителей.
Работы с получением, обработкой, перемещением, хранением и передачей грузов называются грузовыми работами. Эти работы составляют большую часть логистических операций предприятий.
В зависимости от места и характера выполняемых действий различают следующие разновидности грузовых работ:
- судовые и вагонные работы - это операции по перегрузке, по зачистке и сушке трюмов, вагонов, а также по креплению груза;
- складские работы - это операции по сортировке и хранению грузов;
- транспортные работы - это операции по перемещению грузов;
- вспомогательные работы - это операции по маркировке, взвешиванию, затариванию и дообработке грузов.
В зависимости от того, каким образом груз перемещается из одного места расположения или вида транспорта в другое, различают два основных варианта проведения грузовых работ. Первый вариант - прямой, он считается наиболее предпочтительным при любых условиях. В этом случае груз непосредственно передается с одного вида транспорта на другой.
Но, как показывает практика, нередко реализуется другой, непрямой вариант. В соответствии с ним груз, который проходит через порт, подлежит в течение определенного промежутка времени складированию и хранению. Выбор в пользу непрямого варианта грузовых работ делают в основном в силу следующих причин:
- режимы работы водных и наземных видов транспорта не совпадают друг с другом;
- в корреспондирующих портах различается длительность навигации;
- некоторые виды грузов имеют ярко выраженный сезонный характер и т. п.
Организационная структура порта
Выполнение грузовых работ требует от порта наличия эффективно действующей организационной структуры. Благодаря ей должно осуществляться соответствующее управляющее воздействие, утверждаться планы, контролироваться их осуществление и т.п.
Порт по функциональному признаку делится на несколько районов. Соответственно, отдельно выделяют район порта, в котором занимаются грузовыми работами. Начальник этого района назначается начальником порта. Начальник осуществляет руководство районом через своих заместителей (по эксплуатации, механизации и складской части), помощников (по кадрам и хозяйственной части), старших специалистов по соответствующим функциям.
Заместитель начальника района по эксплуатации руководит организацией работ, во-первых, по загрузке-разгрузке судов и смежных видов транспорта (автомашин, вагонов), во-вторых, по обслуживанию судов, в-третьих, по технологической подготовке производства района. У него в подчинении находятся следующие структурные подразделения порта:
- диспетчерская служба - занимается планированием и организацией грузовых работ, учетом и анализом обработки транспортных средств, комплектацией рабочих бригад, управлением работой смен, составлением графиков выхода на работу;
- технологическая служба - занимается решением вопросов, связанных с технологической подготовкой производства района;
- стивидорские группы - занимаются управлением обработкой судна, в том числе оформлением соответствующей документации, а также взаимодействием с судовой администрацией;
- начальники специальных комплексов (контейнерного и др.).
Заместитель начальника района по складской части руководит работой портовых складов по приему, хранению, выдаче, учету и оформлению грузов. В этой сфере деятельности порта работают начальники складов и их заместители (в том числе, сменные), старшие тальманы и тальманы, старшие приемосдатчики и приемосдатчики.
Заместитель начальника района по механизации осуществляет руководство технической эксплуатацией и ремонтом перегрузочного оборудования района, внедряет в работу новую технику и отвечает за исправность машин. У него в подчинении находятся старшие инженер-механики, групповые и сменные механики, мастера по ремонту, слесари-наладчики. Они осуществляют периодические осмотры и испытания машин, составляют документы для ремонта, организуют ремонтные работы и контролируют их качество.
Помощник начальника района по кадрам расставляет сотрудников по рабочим местам, ведет с ними воспитательную работу. У него в подчинении находится табельная, которая ведет учет выхода на работу каждой рабочей смены.
Помощник начальника района по хозяйственной части организует работу инвентарного склада и бытовок, решает вопросы благоустройства района, ремонта административных и бытовых помещений. Кроме того, в его обязанности входит своевременное приобретение для нужд района необходимых материалов и инструментов.
Портовые рабочие входят в состав комплексных бригад. Количество рабочих в бригадах находится в зависимости от специализации района и причалов, на которых она работает. В среднем это количество колеблется от 12 до 18 человек. В состав бригады входят рабочие всех классов квалификации, а именно крановщики, водители погрузчиков, машинисты вагонных и складских машин.
Таким образом, организация грузовых работ в порту предполагает задействование в этом процессе большого количества людей, связанных между собой управленческими и функциональными отношениями. Предметами их труда являются поступающие в порт грузы, а средства труда, как правило, представлены погрузо-разгрузочным оборудованием, соответствующими машинами и инвентарем.