Транспортные расходы - это уменьшение экономических выгод хозяйствующих субъектов в результате осуществления перевозок.
Транспортные расходы предприятия и их типы
Предприятия нацелены, прежде всего, на систематическое получение прибыли и увеличение ее размеров. Один из способов достижения указанной цели заключается в оптимизации транспортных расходов. Транспортные расходы представляют затраты предприятия, уменьшение его экономических выгод вследствие выполнения такой логистической функции, как транспортировка, т. е. перемещение грузов, пассажиров, багажа из одного места в другое при помощи транспортных средств.
Для процесса перевозки сырья, готовой продукции или персонала в основном характерны следующие типы транспортных расходов:
- затраты, обусловленные выполнением погрузочно-разгрузочных работ, а также осуществлением доставки изготовленной продукции в торговую точку;
- расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт транспортного средства;
- затраты на приобретение топлива и других горюче-смазочных материалов;
- выплата заработной платы водителям, механикам, экспедиторам, диспетчерам и другим сотрудникам транспортного хозяйства предприятия;
- уплата налогов, пошлин, таможенных сборов и иных обязательных платежей;
- оплата проезда по платным путям сообщения (прежде всего, это касается автомобильных дорог).
Оптимизация транспортной работы предприятия
Началом для процесса оптимизации транспортных расходов предприятия считается проведение анализа текущей логистической стратегии предприятия и организация сбора рекомендаций по внесению в нее поправок. Предполагается, что изучаться будут различные аспекты транспортной системы предприятия. Будет оцениваться текущая эффективность и правильность выбора способа перемещения грузов, типа транспорта, конкретной модели транспортного средства, компании-перевозчика и прочих логистических посредников, схемы расположения складских терминалов предприятия.
Внесение поправок в текущую логистическую стратегию предприятия предоставит ему возможность для разработки эффективного методологического аппарата, который может быть использован для оптимизации работы транспорта. Для того чтобы предполагаемые изменения работы транспорта оказались эффективными, логистическому отделу необходимо составить «дорожную карту» и предложить ее для утверждения финансовому подразделению и руководству предприятия.
В ходе оптимизации процессов транспорта должны быть решены следующие приоритетные задачи:
- развитие материально-технической базы предприятия, прежде всего, за счет максимальной автоматизации трудоемкой работы;
- своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
- внедрение в транспортное хозяйство предприятия автоматизированных логистических систем, которые способны на предоставление сводных данных обо всех перевозках за требуемый период и детализированных данных по каждой отдельной поездке.
Обязательным условием транспортной работы предприятия должно игнорирование таких мер, которые могут неблагоприятным образом сказаться на уровне безопасности груза или пассажиров. Кроме того, необходимо придерживаться установленных сроков прибытия-отбытия (погрузки-разгрузки), не допускать возникновения каких-либо простоев.
Способы оптимизации транспортных расходов предприятия
Расходы предприятия, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, могут быть снижены в результате нововведений, которые должны быть приняты в рамках следующих трех основных направлений:
- Выбор транспортных средств с оптимальными (с точки зрения затрат) эксплуатационными характеристиками.
- Подбор пунктов разгрузки и погрузки транспортных средств с оптимальным расположением (с точки зрения уровня удобства подъезда/погрузки, а также степени удаленности поставщиков).
- Анализ целесообразности владения собственным парком транспортных средств путем сравнения затрат на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных компаний.
Оптимизация транспортных расходов на предприятии обычно осуществляется по заранее составленному плану. Именно с помощью такого документа на предприятии ставят задачи перед группой менеджеров логистического отдела. Кроме того, с помощью плана координируют межведомственную работу, а не его основе происходит издание директив и регламентов, которые регулируют взаимодействие между подразделениями.
Транспортные расходы предприятия оптимизируются на основе специальной методологической базы, которая разработана и применяется в современном логистическом менеджменте. Предлагаемые методы могут предусматривать построение математических или эвристических моделей, проведение компьютерных расчетов.
В настоящее время среди предприятий широкое распространение получили следующие методы оптимизации транспортных процессов и, соответственно, транспортных расходов:
- «Метод северо-западного угла»: предусматривает построение транспортной таблицы, ячейки которой заполняются максимальными значениями, не допускающих превышения возможностей поставщика и потребностей покупателя.
- «Метод Фогеля»: предусматривает построение транспортной таблицы, для каждого столбца которой вычисляют разницу между двумя наименьшими тарифами.
- Метод минимальных затрат: предусматривает построение транспортной таблицы за счет заполнения ячейками наименьшими тарифами на перевозку.
Стоит отметить, что данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие», которая позволяет в автоматическом режиме рассчитывать транспортные расходы предприятия. Различные подстройки в программной оболочке используются именно для оптимизации транспортных расходов.