Лесоматериалы - это древесная продукция, которая сохранила свою природную физическую структуру и химический состав.
Характеристика лесоматериалов как груза
В настоящее время во многих областях хозяйствования преимущественно в качестве сырья активно используются лесные грузы (лесоматериалы). Лесные грузы, которые предъявляются для перевозки, условно подразделяются на три большие группы:
- Круглый лес (круглые лесоматериалы) - это материалы из древесины, которые сохранили ее природную структуру и химический состав.
- Пиломатериалы - это продукты обработки и распиловки бревен.
- Изделия из древесины - это лесоматериалы, в отношении которых приняли меры механической обработки и склеивания отдельных фрагментов.
Все свойства лесных грузов определяются породой дерева. Согласно данному признаку, различают лиственные породы (они представлены дубом, березой, ольхой и др.) и хвойные породы (они представлены сосной, елью, кедром и др.). Наиболее важными физическими свойствами древесных пород, которые во многом обуславливают их транспортную характеристику являются: твердость, удельная масса, влажность, цвет (окраска), запах, наличие различных пороков древесины (прежде всего, в результате поражения насекомыми). Физические свойства древесины оказывают неоднозначное влияние ее химические свойства (она состоит из органических веществ: углерода, кислорода, водорода и азота).
Меры по обеспечению сохранности лесоматериалов при перевозках
Основной и наиболее распространенный способ транспортировки большого объема лесоматериалов представлен железнодорожным транспортом. Он предоставляет для перевозки лесоматериалов два вида вагонов: универсальные вагоны в виде крытых вагонов, полувагонов, платформ, и специальные вагоны в виде платформ-хлыстовозов, платформ со специальными приспособлениями, которые предназначены для надежного крепления длинномерных лесоматериалов. Как показывает практика, вопрос принадлежности данных вагонов решается следующим образом: они принадлежат парку РЖД, они арендованы грузовладельцем, они находятся в собственности у грузовладельца.
Для того чтобы разместить лесоматериалы в вагонах, используют приспособления как однократного применения (например, стойки, растяжки, подкладки, упорные распорные бруски, обвязки, щиты, гвозди и др.), так и многократного применения (например, стропы, стяжки и др.). Размещение и крепление лесоматериалов в вагонах, как правило, осуществляется «с шапкой», т.е. с максимальным использованием габарита погрузки.
При решении данного вопроса руководствуются, прежде всего, Техническими условиями погрузки и крепления грузов, которые были приняты в 2003 году. Они постоянно обновляются и дополняются, поэтому грузовладельцам необходимо тщательно следить за возможными изменениями. Лесоматериалы сегодня представлены обширной номенклатурой и в каждом случае необходимо обеспечить сохранность груза и безопасность движения. В связи с этим Технические условия описывают 75 различных схем крепления лесоматериалов.
Сложность обеспечения сохранности лесоматериалов при перевозках связана, в первую очередь, со следующими проблемами:
- возникает необходимость больших трудовых и материальных затрат для крепления штабелей, пакетов и отдельных длинномерных лесоматериалов с применением крепежных приспособлений;
- зачастую теряются и не всегда возвращаются стяжки и стропы многократного применения;
- в пути следования лесоматериалы усушаются, из-за чего крепления постепенно ослабевают, что может потребовать усиления крепления или перегрузки в другой вагон, иначе может случиться развал лесоматериалов.
Технические условия гласят, что в целях дополнительного обеспечения сохранности лесоматериалов при перевозках на железнодорожном транспорте на платформы может быть установлено специальное вагонное оборудование типа ВО-162 (торцевые секции) и ВО-118 (секции-рамы). Они представляют собой металлические конструкции, которые специально разработаны для загрузки и перевозки лесоматериалов.
Необходимо помнить, что прием лесоматериалов (круглого леса) к перевозке по железной дороге осуществляется по числу штабелей, пакетов или по количеству штук (бревен и хлыстов) в вагоне. Для этого по специальным формулам рассчитывают объем древесины и массу груза в вагоне.
Для упаковки пакетов пиломатериалов и подготовки их к перевозке используют полиэтиленовую пленку. Она относится к категории утилизируемых материалов, что означает возможность ее использования после переработки для производства другой продукции. Когда использование полиэтиленовой пленки будет окончено, она может быть сожжена, выделяя при этом в атмосферу только углекислый газ и воду. Гниение и затемнение древесины, а также появление разрушающих грибков может быть предотвращено в случае использования пленки, которая является стойкой к ультрафиолетовому излучению.
Оптимальная сохранность лесного груза при перевозке, погрузке, разгрузке и хранении может быть обеспечена при помощи полиэстеровой ленты, из которой могут быть изготовлены упаковочные материалы. Полиэстеровая упаковка во время динамической нагрузки не растягивается и не ослабевает собственное натяжение (как другие материалы), а обладая возвратной памятью, плотно связывает пакет. В нижней плоскости пакета могут оставляться специальные «продыхи» для воздухообмена внутри пакета и предупреждения конденсации влаги.
Таким образом, лесоматериалы достаточно чувствительны к воздействиям со стороны внешней среды. В связи с этим большое значение имеет принятие мер по обеспечению их сохранности во время перевозок (в частности, по железнодорожному транспорту), что сейчас активно практикуется грузоотправителями и перевозчиками.