Качество логистических операций - это совокупность свойств результатов выполнения логистических операций, которые обуславливают их пригодность для удовлетворения потребностей определенной группы заинтересованных лиц.
Логистические операции и их качество
Логистические операции являются неотъемлемой частью производственно-хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Они призваны играть обеспечивающую роль в хозяйстве предприятия, связывая между собой стадии материально-технического снабжения, производства и сбыта готовой продукции.
Следовательно, затраты на выполнение логистических операций входят в состав себестоимости готовой продукции, которая, в первую очередь, определяет уровень ее конкурентоспособности на рынке. Поэтому любому предприятию важно обеспечить высокое качество выполнения логистических операций. Если эта задача будет решена, то у предприятия появится возможность по повышению качества готовой продукции и по снижению затрат (т. е. по уменьшению ее рыночной цены).
Качество логистических операций представляет собой совокупность свойств результатов их выполнения, которые обуславливают их пригодность для удовлетворения производственных потребностей предприятия. Логистический подход к управлению хозяйственной деятельностью, помимо прочего, направлен на повышение качества логистических операций. Параметрами качества логистических операций выступают надежность (отсутствие брака) и время их выполнения, должное информационное сопровождение, гибкость (т. е. возможность соблюсти некоторые специфические требования) и др.
Напомним, что логистическими операциями могут быть названы любые действия, которые связаны с возникновением, преобразованием, продвижением и поглощением логистических потоков (материальных, информационных, финансовых, сервисных). К логистическим операциям могут быть отнесены такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение, сбор, хранение, передача информации, прием и передача заказа, расчеты с контрагентами, страхование груза, таможенное оформление груза и т. п.
Работа по обеспечению качества логистических операций
Как показывает практика, в основе обеспечения качества логистических операций лежит соблюдение трех принципов:
- Принцип полезности, который означает умение логистики обеспечить качественное обслуживание для данного вида товара в сочетании с приемлемой для клиентуры ценой услуги.
- Принцип эффективности, который заключается в улучшении результатов выполнения всех конкретных логистических операций и в обеспечении полной готовности удовлетворить любую потребительскую потребность.
- Принцип отличия от других, который проявляется в способности логистической системы предприятия выполнить какие-либо специфические и неординарные поручения покупателей.
Качество логистических операций обеспечивается руководством предприятия посредством последовательного осуществления определенных шагов:
- Признание качества логистических операций как общей корпоративной цели предприятия.
- Полное осознание запросов и ожиданий производственной системы и клиентов предприятия.
- Определение слабых мест в устройстве системы выполнения логистических операций и их ликвидация.
- Разработка и утверждение стратегии предприятия в области повышения качества логистических операций.
- Начало внедрения в хозяйственную практику предприятия плана повышения качества логистических операций.
- Мониторинг и осуществление постоянного контроля за процессом качественного выполнения логистических операций.
Одна из современных тенденций логистической деятельности предприятий заключается в формализации качества логистических операций. В данном случае повышение этого качества происходит поэтапно.
Первый этап характеризуется термином «контроль за качеством». Он ориентирован на обеспечение выполнения логистических операций без срывов и без допущения дефектов в работе. Второй этап обозначается как «гарантированное качество». В его рамках акцент делают на изучение запросов клиентуры, благодаря чему достигают полного удовлетворения ее потребностей.
На третьем этапе устанавливают и осуществляют полный контроль за качеством логистических операций. На его обеспечение нацеленным оказывается весь персонал предприятия (а также его посредники), поэтому можно говорить о формировании у него значительного конкурентного преимущества. Последний этап заключается в полном содействии клиенту, в его наилучшем обслуживании через логистическую систему в целом.
Обеспечение качества логистических операций предприятия можно представить в виде деятельности предприятия по решению следующих задач:
- выбор системы показателей, а также методов и комплексных моделей оценки и анализа параметров качества логистических операций;
- установление корпоративного управления качеством логистических операций;
- определение и использование логистических технологий, технических средств, систем и процедур обеспечения высокого качества логистических операций;
- отбор логистических посредников, которые способны обеспечить предприятию требуемый уровень показателей качества логистических операций.
Таким образом, обеспечение качества логистических операций является важной задачей современных производственных предприятий, для многих из которых от успешности ее решения зависит большая часть общей экономической эффективности (в виде размера прибыли, занимаемой доли на рынке, уровня удовлетворенности клиентов и т. п.) их всей производственно-хозяйственной деятельности.