Скидка - это добровольное снижение продавцом первоначальной стоимости товара.
Характеристика предоставляемых скидок
Популярным на сегодняшний день маркетинговым инструментом является скидка. Скидку предоставляет продавец, который добровольно и, как правило, в одностороннем порядке снижает первоначальную стоимость товара. Практика предоставления скидок в настоящее время получила широкое распространение среди всех участников экономических отношений: крупных компаний, субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей.
Существует несколько причин предоставления скидок:
- изменение экономической ситуации (например, на рынке выросло предложение при неизменном потребительском спросе, что обычно приводит к снижению цен);
- продавец и покупатели достигли определенных договоренностей по части объемов или сроков закупки готовой продукции;
- продавец проводит мероприятия по оптимизации и снижению затрат (например, через уменьшение себестоимости готовой продукции, снижение издержек транспортировки и т. д.).
Существует два наиболее распространенных типа скидок - оптовые и дифференциальные. Оба типа скидок зависят от размера заказа, поскольку соблюдается принцип предоставления большей скидки для большей партии закупки. Однако если оптовые скидки распространяются на все закупаемые позиции заказа, то дифференциальные скидки, в свою очередь, распространяются только на тот объем товара, который попал в соответствующий ценовой диапазон.
Для расчета оптимальных параметров заказа важно иметь представление о зависимости затрат на закупку партии товаров. При оптовых скидках имеет место дискретная зависимость. В случае предоставления дифференциальных скидок зависимость выглядит в виде ломанной непрерывной линии. Кроме того, важно знать, что в обоих случаях накладные расходы подчиняются гиперболической зависимости.
Влияние скидок на размер заказа
В отличии от базовой модели экономичного размера заказа EOQ, которая позволяет вычислить оптимальный размер заказа и обеспечить минимальные суммарные затраты на хранение запасов, при учете скидок в функции общих затрат изменению подвержены три составляющие:
- затраты на закупку;
- накладные расходы;
- издержки хранения.
В первом случае значение затрат на закупку определяется тем, преодолено ли пороговое значение размера заказа для получения скидки или нет. Если оно преодолено, то используется цена единицы продукции, которая меньше цены, предусмотренной в случае отсутствия преодоления. Для выбора оптимального размера заказа партии нужно сравнить значения суммарных затрат в обоих случаях и выбрать тот вариант, где затраты окажутся меньше.
При изменении накладных расходов процесс расчета оптимального размера заказа идентичен тому процессу, который был раскрыт выше в связи с изменением затрат на закупку.
Издержки хранения, как правило, предоставляют собой совокупность двух составляющих частей. Первая часть представлена затратами на страхование и оплату налоговых платежей. Размер этих денежных потоков зависит от стоимости товара. Вторая часть представлена затратами, которые связаны с хранением и зависят только от площади или занимаемого на складе объема. Чаще всего издержки хранения выражают как долю от стоимости товара.
Таким образом, наличие или отсутствие скидки (как оптовой, так и дифференциальной) приводит к изменению первоначальной модели расчета оптимального размера заказа. В частности, изменяются отдельные слагаемые общих затрат на заказ необходимого товара. Из-за этого значение минимальных затрат предприятия будет другим, впрочем, как и значение размера (объема, количества, штук) заказа.
Особенности заказа поставок с учетом скидок
Перед тем, как непосредственно поставить на предприятие товарно-материальные ценности, его уполномоченное структурное подразделение (департамент закупок) проводит исследование рынка и предложений поставщиков, способных удовлетворить имеющуюся потребность. Поиск проводится, прежде всего, по таким критериям, как качественные соответствия товара, цена и условия поставок.
Когда происходит согласование цены, предприятие передает всем потенциально возможным поставщикам информацию о прогнозных потребностях на определенный период времени (обычно, на ближайший год). Далее поставщики дают обратную связь вместе с обоснованием о возможности установления цены, которая будет зависеть от объема поставки или нет.
Если оптовые скидки будут отсутствовать, то затраты на закупку будут изменяться прямо пропорционально от размера партии заказа. В случае предоставления оптовых скидок, изменение затрат на закупку будет дискретным - согласно схеме изменения цены, которая согласована с поставщиком. В большинстве случаев следствием предоставления скидки является введение ограничений по минимальной партии отгрузки продукции. Таким образом повышается возможность возникновения превышений по оптимальной величине размера заказа.
Поскольку затраты на закупку занимают наибольший удельный вес в структуре общих затрат, связанных с запасами, предприятия чаще всего сразу соглашаются на такие условия, хотя на самом деле незначительные размеры скидок с одновременным увеличением партии отгрузки могут привести к значительным потерям из-за отвлечения денежных средств из оборота. Следовательно, большое значение имеет участие параметров скидок в модифицированных формулах расчета оптимального размера заказа.
Таким образом, для того чтобы рассчитать оптимальный размер заказа, нужно учесть фактор предоставления скидок на закупку продукции. Причем сам факт предоставления скидки потенциально может спутать заказчика, и он сделает заказ неоптимального для себя объема товаров.