Международный транспортный коридор - это комплекс магистральных транспортных коммуникаций и сопутствующих инфраструктурных объектов, который позволяет осуществлять международные перевозки больших грузов.
Общие сведения о международных транспортных коридорах
С одной стороны, глобализация мировой экономики и увеличение числа и масштабов связи между хозяйствующему субъектами по всему миру, с другой стороны, интенсивное развитие транспортных средств, привели, помимо прочего, к возникновению и развитию международных транспортных коридоров. Данным термином в настоящее время принято обозначать совокупность объектов транспортной коммуникации и инфраструктуры, благодаря которым предприятия осуществляют перевозки крупных объемов грузов на большие расстояния (между разными странами).
Реализация идеи о создании международного транспортного коридора требует от государств, по территории которых предполагается проложить маршрут, унификации актов национального законодательства, регулирующих транспортные, внешнеэкономические и иные связанные с ними отношения. Кроме того, необходимо создать международную транспортную инфраструктуру, которая имела бы единые технические параметры и обеспечивала бы применение единой технологии перевозок.
К характерным чертам международных транспортных коридоров можно отнести следующее:
- Пересечение грузом государственной границы не менее чем двух стран (т.е. коридор пролегает по территории минимум трех государств);
- Согласованное функционирование нескольких видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного), которые при изменении условий способны заменить друг друга;
- Регулярный (а не разовый) характер перевозок грузов и пассажиров;
- Юридическое оформление статуса международного транспортного коридора принятием национальных законодательных актов, подписание межгосударственных соглашений, утверждением решений международных организаций и т.д.
Считается, что международные транспортные коридоры наиболее эффективно функционируют внутри интеграционных объединений, т. е. на территориях в рамках которых которых образовано единое таможенное, экономическое, финансовое и правовое пространство. Таким пространствами сейчас, в частности, являются Европейский союз и Евразийский экономический союз.
Примеры международных транспортных коридоров
Исторически одним из первых и самых известных международных транспортных коридоров был Великий Шелковый путь. В Средневековье он соединял Китай и европейские страны, его маршрут пролегал через Среднюю Азию и Ближний Восток. Великий Шелковый путь в основном использовался для транспортировки из Китая шелка, специй, фарфора, пряностей, ткани и других экзотических товаров. В обратном направлении шли драгоценные металлы, за которые приобреталась китайская продукция.
В настоящее время Китай, который стал экономически развитым и ориентированным на экспорт государством, пытается возродить идею Великого Шёлкового пути в виде проекта "Один пояс - один путь". Данный проект предполагает создание трёх трансевразийских экономических коридоров: северного (из Китая через Россию в Европу), центрального (из Китая через Переднюю Азию к Средиземному морю), южного (из Китая через Юго-Восточную Азию к Индийскому океану).
В начале XXI века Россия вместе с Ираном и Индией начали реализовывать проект международного транспортного коридора "Север - Юг". Он в большей степени представлен железными дорогами и водным маршрутом (по Каспийскому морю). Данный проект до сих пор не теряет своей актуальности и привлекательности, поэтому в его реализации уже участвуют такие страны, как Белоруссия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Сирия, Оман.
На II панъевропейской конференции по транспорту, которая прошла в марте 1994 года на Крите, и на III конференции, которая прошла в 1997 году в Хельсинки, было принято решение о создании нескольких панъевропейских транспортных коридоров. Они призваны, в первую очередь, соединить между собой страны Центральной и Восточной Европы.
На данный момент существует и действует десять панъевропейских коридоров. Например, коридор №2 соединяет Берлин, Варшаву, Минск, Москву и Нижний Новгород. Коридор №3, в свою очередь, соединяет Брюссель, Кельн, Краков, Львов и Киев. А коридор №7 соответствует реке Дунай, которая протекает по территории десяти европейских государств.
Признание международных транспортных коридоров
Транспортные системы могут быть признаны в качестве международных транспортных коридоров на основании решений, которые в основном принимаются на таких мероприятиях, как:
- Международные транспортные конференции;
- Совещания министров транспорта стран отдельных регионов (например, Европы);
- Сравнительно регулярно проводимые международные евроазиатские конференции.
Кроме перечисленных форматов на постоянной основе действуют такие институциональные единицы, уполномоченные на регулирование вопросов, которые связаны с международным транзитом грузов, как Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейский парламент, Европейская комиссия по транспорту.
Указанные организации рассматривают международные транспортные коридоры как «часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает перевозки значительного объема грузов и большого количества пассажиров между отдельными географическими районами. Международный транспортный коридор должен включать в себя подвижный состав транспортных средств, а также специальные стационарные устройства. Для осуществления этих перевозок необходимо обеспечить согласованное действие технологических, организационных и правовых условий.